По ту сторону человека: как бессмертие может изменить жизнь

По ту сторону человека: как бессмертие может изменить жизнь


Господи! Подумать только – Пушкин умер, а эти бессмертны!

Аркадий и Борис Стругацкие, «Пять ложек эликсира»

Человек всегда мечтал стать сверхчеловеком, наделенным колоссальной силой, здоровьем, умом. Счастливым и желательно бессмертным. Веками эта мечта оставалась мечтой, и только сейчас, благодаря достижениям современной науки, мы близки к ее воплощению. Это и интригует, и пугает. Ведь бессмертие – если оно, конечно, возможно – радикально изменит жизнь. И не факт, что в лучшую сторону.

Больше и громче всех о грядущей трансформации человека говорят люди, называющие себя трансгуманистами. Их основная идея проста. Раз возможно совершенствовать машины, то почему нельзя совершенствовать человека, избавив его от болезней, несчастий, сделав его могущественным и бессмертным?

Идея отнюдь не нова, более того, само слово «трансчеловек» впервые было придумано еще в 1927 году, в период расцвета генетики и атеизма. Еще раньше предпринимались попытки усовершенствовать человеческий разум c помощью различных устройств, а некоторые мыслители конца XIX века всерьез полагали, что ученым скоро удастся оживить всех умерших и сделать их бессмертными. Эдакое «кладбище домашних животных» планетарного масштаба. В 1960-х годах популярной становится идея крионики – замораживания безнадежно больных людей – с тем чтобы впоследствии, когда будет найден способ лечения, разморозить их и исцелить.

Подобные идеи периодически возникали и угасали, поскольку для их воплощения не было на тот момент никакой возможности. И вот сейчас, благодаря достижениям генетики и трансплантологии, мы, похоже, вплотную приблизились к тому, чтобы сделать тело и ум человека совершенными и даже бессмертными.

Мы уже писали о киборгизации человека: многие части тела и органы уже сейчас могут быть заменены искусственными, слепые и глухие от рождения начинают слышать и видеть, существуют прототипы микродатчиков, контролирующих состояние здоровья внутри тела и позволяющих обнаружить патологии на самых ранних стадиях. Особые вживляемые в мозг устройства способны корректировать наше состояние и настроение, избавляя от негатива.

Однако трансгуманисты идут еще дальше. Одна из самых интригующих и радикальных идей этого течения состоит в том, что сознание каждого отдельного человека может быть скопировано и перенесено в компьютер. Таким образом, вопрос усовершенствования тела отпадает сам собой: от него просто избавляются. Сознание же человека продолжает жить вечно без биологического бремени и тягот земного существования. Вариант – сознание помещается в искусственно созданное тело, совершенное, неподвластное старению и смерти.

По ту сторону человека: как бессмертие может изменить жизнь

Сознание как софт

Сторонники этой идеи рассматривают сознание как некое подобие софта, который можно выгрузить из мозга и загрузить, в том числе в компьютер. Однако у этого занимательного допущения есть существенный недочет.

Дело в том, что сознание неразрывно от тела, оно формируется под воздействием биохимических процессов в организме, а также под воздействием социума и прочих внешних влияний, которые невозможны вне телесности. По сути сознание – это продукт жизнедеятельности организма.

Кроме того, сознание по сей день остается большой загадкой для ученых. В частности, его невозможно свести к взаимодействию нейронов в головном мозге. Более того, есть предположение, что оно не содержится в мозге так же однозначно, как программное обеспечение в компьютере. Интересен случай с неким Карлосом Родригесом, который вследствие автокатастрофы лишился около половины головного мозга. При этом, помимо появления чудовищной выемки в передней части головы, в его жизни ничего не поменялось и сознание никуда не делось. Но если с потерей серого вещества сознание не исчезает, то в отрыве от тела оно все-таки невозможно.

Аналогия с компьютером неудачна еще и потому, что компьютер работает по принципу дискретности. Мозг же в данном сравнении – устройство аналоговое. Кроме того, есть предположение, что сознание имеет квантовую природу. Если это так, то сознание не только нельзя «скопировать», оно вообще подпадает под принцип неопределенности Гейзенберга. То есть сознания как чего-то определенного просто не существует. И если даже телесные клоны – хоть и незначительно – но отличаются от оригинала, то что уж говорить о такой эфемерной субстанции, как сознание.

После смерти

Дело даже не в технической возможности или невозможности достичь бессмертия. Вопрос куда глубже: а стоит ли его достигать? И если это удастся, что произойдет с человечеством? Первое, о чем стоит подумать, – это банальная перенаселенность планеты. Если люди будут жить вечно и при этом продолжать воспроизводить потомство, ресурсов Земли (да и территории) очень скоро на всех не хватит. Можно, конечно, надеяться, что вскоре будут колонизованы другие планеты, что позволит человечеству разрастаться и обживать новые территории.

Однако проблема в том, что в глобальном плане количество бессмысленно без качества. А качество человеческой жизни, ее наполненность и осмысленность возможны только при ее ограниченности, то есть смерти. В случае с бессмертием жизнь превращается в дурную бесконечность, она неизбежно лишается вкуса и значения.

Хорошая метафора бессмертия показана в уже упомянутом «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга. Ожившие и вернувшиеся домой существа – как бы по ним ни скорбели до этого – вместе с радостью близких пробуждали странную тревогу, ощущение ненормальности происходящего, которое усиливалось едва заметными признаками разложения и могильным запахом, исходящим от оживших.

Фантасты всегда были очень прозорливы. Так вот, в одном из фантастических романов автор нарисовал картину бессмертного человечества, обязательным элементом которого являются… кабинки для самоубийств. Жизнь, не ограниченная смертью, перестает радовать, как бы парадоксально это ни звучало. И человек, лишенный этого страшного конца, неизбежно сталкивается с тем, что он перестает понимать, зачем живет. Даже если ученым удастся обеспечить человеку бессмертное и вечно молодое тело – старение души никто не отменял.

Не зря же самые разные мыслители различных эпох призывали помнить о смерти. Платон говорил, что жизнь – не что иное, как подготовка к смерти, дон Хуан утверждал, что смерть – это лучший учитель. Как понять сие? Память о смерти помогает отделить важное от неважного, отсечь наносное и несущественное, ощутить себя чем-то большим, чем ограниченный индивид, и по-настоящему почувствовать красоту бытия.

Переходы

Жизнь невозможна без переходов и смен: времен года, поколений. Смерть – важнейший переход от ограниченного существования в дискретном теле к безграничному и вечному. Жизнь полна «маленьких смертей»: кризисов, травм, трагедий, болезней, которые учат нас больше, чем счастливые минуты. Во время таких переломных моментов мы забываем о несущественном, ощущаем на себе дыхание рока, вспоминаем о бренности телесного существования и одновременно о том, что жизнь не ограничивается этим существованием.

В традиционных цивилизациях не только не пытались избежать смерти. Напротив, ее делали обязательным элементом жизни. Инициация – посвящение юноши в мужчину – во всех культурах была более-менее болезненным ритуалом, она совершалась в условиях, символизирующих смерть: в пустынном месте, с причинением боли, часто с использованием психоделических препаратов, вызывающих галлюцинации. Все это делалось для того, чтобы юноша ощутил разрыв с прошлой жизнью и начало новой и одновременно обрел бесстрашие.

В современном обществе подобных ритуалов, конечно же, нет. Но инициации происходят сами собой в виде упомянутых переломных моментов жизни. И даже если удастся избавить человека от телесных страданий, то страдания душевные все равно неизбежны. А они бывают куда более болезненными. Предположим, что каким-то образом получится избавиться и от душевных страданий. Получаем бессмертного здорового счастливого человека. Стоп! А вы уверены, что чувство удовольствия и счастье – это одно и то же? В счастье всегда присутствует ощущение причастности к чему-то большему, чем ты сам: экстаз, эмоциональный и интеллектуальный выход за свои пределы. Способен ли на такое чувство человек, сделавший биологическое существование самоцелью?

Наконец, согласно многим мистическим учениям, умирание сознания сопровождается переживаниями, в процессе которых оно словно проходит через испытания. Причем прохождение этих испытаний обусловлено жизненным опытом. Считается, что если человек при жизни помнил о смерти, он легко пройдет испытания; если же жил так, словно смерти нет, испытания будут довольно болезненными. Если человека лишить испытаний, включая самое важное, финальное, велик риск духовной деградации, а также того, что все закончится кабинкой для суицида.

Текст: Дмитрий Максютенко

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев