Смотрим и наедаемся: классные фильмы о еде


Антон Черничко специально для мужского сайта о сытной еде и изысканном кинематографе составил список пяти фильмов о еде, искрящиеся не только гастрономическим блеском, но и художественной кинематографической ценностью.

Bon appetit!

Большая жратва, режиссер — Марко Феррери, 1973

bolshaya-zhratva

“Ужин четырех благородных бургундцев, устроенный для трех милых кентерберийских шлюх”. И по совместительству для одной учительницы.

Эта премилая компания, обосновавшаяся в особняке на черт знает сколько времени, имеет цель буквально наесться  досыта, а потом и до смерти.

Из яств: косули, полудикие цесарки, вскормленные зерном и можжевельником, рябчики, арденнские петушки, брессанские куры, передняя часть быка, ягнята с приморских лугов, напичканные орехами шоколадом и коньяком индюки, почки по-бургундски, лангуст а-ля моцарт с рисом а-ля сюри, тортеллини со сметаной и грибами, бесконечное картофельное пюре и черт знает что еще.

На десерт: конфитюр, блины сюзетт, торт в форме задницы или например торт “Грудь”. 120 минут, герои — одни из лучших на ту пору итальянских актеров (Мастрояни, Нуаре, Пикколи, Тоньяцци) поедают перечисленный гастрономический ассортимент, немного говорят об искусстве, устраивают оргии.

Поедание происходит под аккомпанемент музыкальных партий на пианино. А чуть ближе к середине фильма — под звучную работу кишечника. Оказывается, умереть от пожирания не так-то уж и легко, хотя герои блюют, изнывают, их знобит. Но цель — есть цель, ведь как говорит один из героев фильма — “Все вторично кроме жратвы, даже любовь”.

Надо сказать, что глядя на разворачивающееся гастрономическое мракобесие ты наедаешься и тебя тошнит вместе с героями картины.

И да: мы почти не сомневаемся, что “Большая жратва” Феррери вдохновила Пазолини на создание “Cало или 120 дней Содома”.

Ешь, пей, мужчина, женщина, режиссер — Энг Ли, 1994

esh-pey-muzhchina-zhenshina

Уже второй кадр заключается в разделывании карпа.

Это отец трех дочерей, которого играет Сихун Лун суетится на кухне в приготовлении традиционного воскресного ужина.

Главный герой на кухне всегда: вне дома он работает в престижном тайваньском ресторане, где пользуется беспрекословным авторитетом и экспериментирует с акульими плавниками. Дочери, пока еще живущие в доме отца, но уже предпринимающие попытки из этого дома уйти, чтобы зажить своей собственной жизнью относятся к этим ужинам с легкой иронией. Для отца же напротив — ужины из тридцати блюд в кругу семьи — незыблемая твердь для семейного очага, воспитания и словесных афоризмов.

«Аппетит уходит, как только блюдо готово», — говорит отец своим дочерям, имея в виду не градус температуры блюда, а желание дочерей устроить свою личную жизнь.

“Ешь пей мужчина женщина” это фильм об отношениях “отцов и детей”, укладе семьи, полете девочек-ласточек из отчего гнезда за столом традиционной китайской кухни.

Пир Бабетты, режиссер — Габриэль Аксель, 1987

pir-babetty

“Не важно, что ест человек, потому что он ест для того, чтобы жить” — так гласит изречение мудрого христианского пастора из крошечного поселения где-то в Дании.

Еде действительно здесь не придают особого значения, довольствуясь в рационе таким убогим блюдом как похлебка из хлеба и эля — угощение, коим брезгуют даже голодные.

Для христиан важнее пища духовная.

Действие картины разворачивается в доме авторитетного пастора, его двух дочерей и их служанки-беженки Бабетты, которую те когда-то любезно приняли. Служанка оказалась шеф-поваром одного из лучших Парижских кафе, которая, впрочем, никогда об этом не заявляла.

До того дня, пока дочери не засобирались праздновать 100-летний юбилей на тот моменту же покойного пастора. А тут еще и выигрыш лотереи Бабеттой подоспел. 10 000 франков — огромная сумма, которую благодарная служанка вложила в праздничный ужин. Не нищая, но бедная изба никогда не видела таких блюд: черепаший суп, оладьи с черной икрой, перепелки в саркофаге, из вин — “Вдова Клико” и Кло Вужо.

Для сестер, проживших жизнь аскеток и свято уверенных, что французы поедают жареных лягушек, такое гастрономическое обилие поначалу вызывает не восторг, но чуть ли не эпилог Судного дня. Бабетта, 14 лет готовившая сестрам привычную им несуразную похлебку наооборот — отвела душу. Для нее этот ужин — священное действо.

Трогательная христианская история датского режиссера, взявшая специальный приз экуменического жюри в Каннах.

Кус-кус и барабулька, режиссер — Абделатиф Кешиш, 2007

kus-kus-i-barabulka

Не всем режиссерам удается выжать из актеров их мастерство. Но Кешишу, бывшему актеру и тому самому режиссеру, кто в прошлом году выиграл “Золотую пальмовую ветвь” за блестящую картину “Жизнь Адель”, удалось. И сделал он это не только с Хабибом Буфаром и Афсией Эрзи (сыгравшей и станцевавшей просто потрясающе), но и с кус-кусом.

Если, конечно, будет позволено такое фантасмагорическое сравнение.

Эта мелкая крупа желтого цвета — символ магрибского застолья собирает вокруг себя сюжет, кульминацию и конечно — усевшихся за столом членов семьи главного героя картины Слимана Бейжи.

Кус-кус здесь это черная икра, устрицы, фуа-гра, мраморное мясо и манна небесная одновременно.

За ним проходят важные бытовые разговоры, вокруг него строится идея открытия семейного ресторана, это он мирит поссорившихся членов семьи и именно кус-кус предрешает кончину главного героя.

Фильм Кешиша — лента на два с половиной часа, с бюджетом в 6 млн. евро — настоящая театральная постановка. Затяжные, на первый взгляд скучные диалоги, псевдодокументалистическая камера, непрофессиональные актеры, жерло семейного быта и конечно кус-кус. При этом, оторваться невозможно.

Недаром, Абделатиф Кешиш писал сценарий несколько лет.

Большая ночь, режиссеры — Кэмпбелл Скотт и Стэнли Туччи, 1996

bolshaya-noch

В Америке все хотят жрать только стейки и хот-доги, а гастрономические изыски итальянского шеф-повара по имени Примо никого не интересуют. Примо — очень щепетильный повар, который может принести себя в жертву, но не искажать свое ремесло.

Примо также без особых просьб может запустить по вам кастрюлей, если вы не оцените его стряпню.

В отличие от мудрого христианского пастора, Примо придерживается истины: “Есть прекрасную еду — значит быть ближе к богу”.

Секондо, младший брат Примо чуть менее эксцентричен, поэтому на нем дела ресторана. Эта компания итальянских братьев и их помощник Кристиано, которого играет певец Марк Энтони в поисках американской мечты приехала в США, чтобы открыть здесь свой маленький итальянский ресторанчик. Прошло два года, но посетителей в ресторане по-прежнему очень мало.

Во многом из-за того, что Примо не хочет готовить убогую американскую еду. Руку помощи братьям тянет друг Секондо Паскаль, владелец успешного ресторана, страстно желающий заполучить братьев себе в команду.

Паскаль приглашает на званый ужин в ресторан к братьям видного певца Луи Приму, что должно сделать братьям хорошую рекламу.

Энтузиазм братьев велик: они зовут всех знакомых на ужин, готовят фокачча, кростини, ризотто, запеченного поросенка в фруктах, тимпано — пасту в форме барабана с секретным рецептом и все такое.

Ужин оказывается настолько восхитительным, что некоторые погрязли в плаче, вспоминая  о том, что их мать готовила отвратительно.

А потом случается драма.

Фильм смешной, приятный, актеры играют по-братски. А еще нам очень нравится та симпатичная сцена с рекламой Кадиллака.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев