Ценность фильма «Майдан» можно понять исключительно в связке с прочитанной книгой «Психология народов и масс» Лебона. Не лишним станет изучение трудов Грановеттера о математическом понимании возникновения массовых протестов.
И, как следствие, изучение научно-популярного труда «Бунт на продажу».
В противном случае играют другие ноты: от «банду геть» до «что за уроды страну развалили». Фильм Лозницы ключевой в смысле демонстрации вот и такого витка украинской истории. Не скрытого фактора, но существующего подобно украинскому эмбриону, выросшему в животе России, как хлестко дал характеристику событиям Владимир Сорокин.
«Майдан» нельзя смотреть слишком лично. Ведь в личном утрачен смысл явления. Это вообще не личный, не интимный фильм. И совершенно не политический.
Лозница показал движение народной массы по ландшафту. Примерно так ходил Пугачев по России, а французские революционеры «били посуду и жгли кабаки», подспудно вешая всех, кто красиво одет.
Однажды меня странно спросили, почему я не люблю «Майдан» как явление, а я совершенно честно ответил, что не люблю массовый психоз.
Собственно, мое мнение является личным, а в рамках американской, той самой протестантской этики бизнеса, индивидуализм является высшим достижением коллективного успеха.
«Майдан» совершенно камерный фильм, понятный для социологов и психологов. И политологов тоже. Камерный, в смысле иллюстрации того, что они изучают.
От поведения человека, как индивидуума, до коллективного бессознательно, с прямой отсылкой в генную память по Ломброзо и Лебону и оккультный психоанализ Юнга.
«Счастье мое», в моем индивидуальном понимании, гораздо более массовый, практически «блокбастер», фильм Лозницы, даст большую почву для размышлений. Вернее, даст болото, из которого рано или поздно придется выбраться.