Крупные произведения, которые необходимо прочесть


Наш автор Антон Черничко традиционно совершил титанический труд, и поднял своими руками крупные литературные формы, пугающие среднестатистического читателя одними своими названиями.

Монументальность всегда вызывала уважение, восхищение и даже некий страх. Так, глядя на высочайшие горные вершины, у нас невольно захватывает дух и свисает челюсть. Так, при виде цунами, нам в одночасье хочется убежать, но и наслаждаться силой и уверенностью природной мощи и красоты.

В искусстве, как и в природе, также есть своя монументальность. Мы собрали 5 огромных по своему объему литературных произведений, при виде и упоминании которых дрожат даже горные вершины.

«Война и мир», Лев Толстой

lev-tolstoy

Годы написания: 1863-1869

Сколько: 4 тома, не менее 1200 страниц.

Хоть сам Толстой, на закате жизни, чуть ли не плевался при упоминании «Войны», ему удалось то, что не удавалось до этого никому.

Во-первых, своим произведением, не вписывающимся ни в один жанр, породил новый – роман-эпопею. Во-вторых, на этом кажущемся огромном литературном полотне, разместил, чуть ли не всю жизнь во всех ее проявлениях. Только одних героев в романе насчитывается более 550. И чуть ли не каждому Толстой уделяет внимание, описывая его портрет и образ.
Как известно, фундамент романа-эпопеи «Война и мир» сложен Толстым на постоянной и непрекращающейся антитезе и сравнениях. Интересы всего русского народа и личные мотивы отдельных персонажей, типичные толстовские пассажи и рассуждения, но описание крестьянских ботинок и офицерских эполет, стратегии двух армий, сила и слабость русского духа в проявлении главных героев и народа в целом.

Вообще, даже не понятно, кто есть главный герой. Собственно, Болконский, Безухов или же русский народ? Кутузов, Наполеон или обычный солдат-герой? Но, несмотря на все эти сравнения, аллюзии и различные переброски во времени, роман читается легко и быстро.

«Сага о Форсайтах», Джон Голсуорси

John Galsworthy, 1867-1933

Годы написания: 1901-1933

Сколько: три цикла, включающих в себя девять романов, четыре интерлюдии и одну новеллу.

Забросив в чулан выбранную профессию юриста, 28-летний Голсуорси решается стать писателем. После нескольких, не вполне удачных попыток, Голсуорси создает блестящий роман «Собственник», где зарождаются и обличаются, как главный герой — Сомс Форсайт, так и главная нить всех трех циклов – грязь английской буржуазии. Как кто-то неплохо выразился, Голсуорси «плетью высек на своих страницах все буржуазное общество».

Прототипами, как считается, писатель сделал свою собственную состоятельную семью, а также жену Аду (Ирэн в романе). Все произведение повествует о трех поколениях одной семьи, где кроме денег, частной собственности ничего не важно.

Деньги – для того, чтобы их приумножать. Произведения искусства созданы лишь для того, чтобы их покупать и ими владеть. Красота – для показухи. Лейтмотивом выступают любовные отношения главы семьи, а также нравственные перемены некоторых главных героев на фоне крупных мировых событий.

Его персонажи, словно из пластилина, постоянно комкая и разминая которых, Голсуорси удалось пронести своих героев через обширное литературное полотно и затронутые временные пласты, надежно поселив их в сознании читателей как живых и разных персонажей.

«Улисс», Джеймс Джойс

james-joys

Годы написания: 1914-1921

Сколько: не менее 800 страниц.

Пожалуй, самый одиозный роман двадцатого века. Казалось бы, сюжет романа незатейлив и прост до скудоумия: один день в одном городе одного дублинца. Но, сначала объем книги невольно наводит мысли о подвохе, а затем содержимое заставляет читателя сделать какое-нибудь сальто-мортале от удивления.

«Улисс» – сложное полистилическое произведение, смесь аллюзий, литературных жанров. Отсутствие знаков препинания, латентная аналогия с гомеровской «Одиссеей» и повествование в форме катехизиса – абсолютно нормальные вещи для романа.

Это постоянная шарада, своеобразный кубик Рубика для сознания, амбивалентный дуализм и тот самый «поток сознания». Это трофей для любого уважающего себя читателя, афиша и рупор хипстера, сноба и интеллектуала, Сцилла и Харибда для невежи. Иными словами, книга не для всех, но для каждого. «Улисс» всегда занимает особое место в литературной ленте человека, часто его ставят на самое видное место.

«В поисках утраченного времени», Марсель Пруст

marsel-prust

Годы написания: 10-20 годы 20-го века.

Сколько: не менее 3500 страниц обычного книжного формата.

Одно из самых длинных литературных произведений. Пруст работал над «Поисками» около 15 лет. Переводчики, принимаясь за перевод «прустовской прозы», также тратят годы на эту тяжелую работу. И ломают они головы не потому, что та плоха, а потому – что ее действительно много.

Именно поэтому в разных переводах «Поисков» можно встретить разного рода ошибки. Переводчики (разумеется, сами того не замечая), пропускают сразу по нескольку строк, путают буквы в именах персонажей, неумышленно искажают некоторые события.

Несмотря на то, что Пруста в России полюбили сразу после публикации его первых книг цикла во Франции, полностью «В поисках утраченного времени» мы получили в свои руки не так давно. Виновны ли в этом переводчики, или медлившие с публикацией вальяжные издательства, ответ точно будет одним: авторитет самого Пруста и его главного (по сути одного произведения в целом) произведения непререкаем.

Конечно, произведение поддастся терпеливому читателю, несмотря на то, что Пруст не отличался стилистическими изысками, а – скорее — больше вкладывая в свои слова смысл, а не игру и ее красоту. Впрочем, это не помешало Прусту блестяще изложить на своих страницах красоту природы, силу музыки и величие живописи.

«Отверженные», Виктор Гюго

viktor-gugo

Годы написания: 1845-1862

Сколько: 4 тома

Произведения Гюго, этого титана, зеркала и канвы французской литературы, должны попасть в каждое человеческое сознание. Вне зависимости от возраста, расы, количества страниц, культурного аппетита и литературных предпочтений. И в данном случае читатель благодарит писателя за столь обильное содержание страниц в его произведении.

Потому что «Отверженных», иначе как триллером не назовешь. Даже если отрываться от гюговских многостраничных пассажей и бесконечных лейтмотивов, сюжет всегда прослеживается, а интрига вечно жива. И для чтения, это, пожалуй, самая легкая книга из данного списка. И, возможно, самая эмоционально незабываемая.

Уж точно читатель не будет смотреть на страницы, и молить бога о скорейшем завершении произведения. Он наверняка выйдет на улицы, где под недоуменные взгляды прохожих, будет орать в рупор, одновременно восхваляя и пересказывая сюжет. После чего пойдет в ближайший книжный магазин за следующей «короткой» книгой Гюго, этого французского Леонардо да Винчи.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев