5 достойных фильмов из Ирана, которые дадут вам жару


Наш автор и специалист в кинематографе Антон Черничко сделал подборку фильмов из Ирана. Да, в этой исламской стране снимают фильмы.

Развод Надера и Симин, Асгар Фархади

iran-Razvod_Nadera_i_Simin_Jodaeiye_Nader_az_Simin_2011_HDRip_-_Litsenziya_1329934359-399212

Фильм начинается мгновенно, резко и с первого кадра, перед которым выступает пролог: “Во имя Бога”. Режиссер бросает зрителя в чужую семью с ее проблемами, взаимоотношениями, бытом и дележом имущества. До атомов детальный и полный жизненных проблем, часто религиозный, но не категоричный.

Фильм — иллюстрация того, как может измениться жизнь, когда привычный, накатанный порядок смещается по желанию человека жить лучше. Повествование — непреклонно раскачивающийся маятник проблем, одна другой  хуже. Тысячу раз можно было предсказать следующий сюжетный виток, но Фархади все время обрекал догадки на провал, тем прекраснее был авторский замысел.

Нельзя не отметить реальность происходящего на экране, даже показываемая сумма проблем не кажется нагромождением или сценарной свалкой поворотных пунктов, но держит шею зрителя в узде. Говорить об актерской игре, да и обо всем остальном пожалуй не будем — уж очень мы рекомендуем этот фильм к самостоятельному просмотру.

Фильм — сплав о чести, гордости, раскаянии, глубокой религиозности, совести, человечности. Если кино должно показывать жизнь, то “Развод Надера и Симин” и есть эта жизнь в чистом виде. Поразительно.

Вкус вишни, Аббас Киаростами

iran-vkus-vishni

Первые полчаса фильма постепенно, но неумолимо создается впечатление, что мы имеем дело с маньяком, разъезжающем на своем Range Rover по серпантинным дорогам карьера. Солидный мужчина берет на борт своего лайнера неизвестных ему людей и просит за очень большие деньги исполнить совершенно дикую услугу, заслышав которую, один убегает от страха, второй на отрез отказывается, а третий — завязывает долгий разговор.

Камерное и очень религиозное кино, по сути — кинотрактовка Корана, терапия. Как вы уже заметили, я нарочно не описываю просьбу, чтобы сохранить ваш интерес, однако полагаю, что именно эта поднятая тема, ее важность и градус, диалоги, окружающие ее, и наконец — ее решение убедили членов жюри вручить Киаростами Золотую пальмовую ветвь 1997 года (совместно с японским “Угрем”), ставшим первым призом с французской ривьеры для Ирана.

Круг, Джафар Панахи

iran-krug

Как известно, в исламском Иране не шутят с ворами, прелюбодеятелями, убийцами: согласно статье 88 — “Прелюбодеяние, совершенное лицом, не состоящим в браке, наказывается бичеванием в размере ста ударов кнутом”. А если вы выпили красного вина — на 20 ударов меньше. Казнь эта публичная.

Забить до смерти камнями здесь также обычное дело. “Круг” — фильм о четырех женщинах, незнакомых друг с другом, но одинаково живущих в строжайшем исламском государстве, где женские права порой не стоят и гроша.

Четыре женщины — четыре независимые сюжетные истории, которые касаются друг друга в течение фильма и оголяют менталитет и законодательную базу Ирана. Главное для Панахи (выигрывшего в этом году Берлинале с фильмом “Такси”) убедить зрителя в реальности происходящего на экране.

Несмотря (а скорее — благодаря) на 10-тысячный бюджет, кочующую вслед непрофессиональным актерам камеру ему это удалось — “Круг” выиграл “Серебрянного медведя” за режиссуру.

Дети небес, Маджид Маджиди

iran-deti-nebes

Картина, которая в 1997 завоевала “Оскар” как лучший иностранный фильм имеет весьма незамысловатый сюжет: в едва сводящей концы с концы иранской семьи случается горе — сын Али теряет только что вырученные из ремонта туфли сестры. Купить их отцу не по силам, к тому же, узнав об этом, Али сильно достанется от него. Сестре же — первокласснице по имени Захра непременно нужно идти в чем-то школу.

Дети решают ни о чем не говорить родителям и самостоятельно решить проблему. Каждый день Захра обувает мужские кеды Али, которые на несколько размеров больше, а после уроков опрометью мчит к Али, который ждет ее условленном месте. Дети меняются обувью и таким образом решают на какое-то время проблему. Однако все это сопровождается другими проблемами: опозданиями в школу Али и стыдом Захры перед одноклассницами.

В конце концов Али записывается на областной забег, за третье место в котором дарят кроссовки.

“Дети небес”, кроме трогательной истории и убедительно сыгравших актеров-детей это еще экскурсия в обычную иранскую семью, с возможностью заглянуть через окна дома на ее жизнь — бедную, с большим объемом труда, делегированием обязанностей, воспитанием.

Кроме того, это отличная экскурсия в обычный иранский городишко, с его интересной архитектурой, градостроительством, пустыми дворами и ручьями, пробегающими по его улицам.

История Элли, Асгар Фархади

iran-istoriya-elli

Еще один фильм Фархади, снятый примерно в том же ключе — социальной драмы. В отличие от “Развода Надера и Симин”, где развитие событий происходит сразу, драмоворот событий начинается здесь как и положено развязке — минуте на тридцатой. Делегация из нескольких молодых семей с детьми приезжает в арендованный дом на берегу моря отдохнуть. В этой компании также недавно разведенный Ахмад и девушка Элли, которую и пытаются подружить с Ахмадом.

Отдых проходит своим чередом, когда один из детей оказывается в воде. Ребенка чудом удается спасти, только за этим следует новая утрата — исчезает уже Элли. И тут-то начинается саспенс.

Жанр фильма определить крайне сложно: это и социальная драма, и детектив и психологический триллер в одном флаконе. Элли-Лора Палмер (до конца не ясно, жива она или нет) пропадает, а режиссер в своем кино акцентирует внимание не на смерти, а на задетой чести самой Элли и появляющемся ближе к концу фильма новом персонаже — ее женихе.

Тем самым показывая зрителю насколько важны в иранском обществе такие вещи, как честь и правда.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев