Антон Черничко, наш культурный обозреватель, выдал нам обзор румынского кинематографа, о котором мы не знали, а он развивается семимильными шагами.
Румынское кино влезло в 21-й век стремительно: небогатая на кинобюджеты страна явила европейскому зрителю камерные, остросоциальные, ироничные и смешные картины, которые пришлись по духу и критикам.
А после снискали славу на главных кинофестивалях. Сначала это удалось картине Кристи Пую “Смерть Господина Лазареску” в 2005 году, где в Каннах ленту удостоили приза “Особый взгляд”, а спустя два года Кристиан Мунджиу со своим фильмом о проблеме аборта “4 месяца, 3 недели и 2 дня” и вовсе увез “Золотую пальмовую ветвь”.
С тех пор заговорили о новой румынской волне, а к фильмам из-за дунайских холмов теперь присматривались все. Я отобрал пять, на мой взгляд основных картин нового румынского кино, которые отображают Румынию как кинодержаву.
Смерть господина Лазареску, Кристи Пую
63-летний Лазареску проживает в типичной советской квартире с тремя котами, разваливающимся шифоньером и кошачей вонью. Это история маленького человека, оказавшегося в бюрократической трясине.
В одно утро Лазареску обнаруживает боли в голове и желудке, его забирает скорая помощь, которая должна доставить его в больницу. Однако накануне в городе случилась крупная авария, которая и является антагонистом в фильме: все больницы переполнены, хирургические палаты забиты, оперировать негде.
Бедного Лазареску, а вместе с ним и нас влачят по трем больницам, через бытовые медицинские диалоги, больничные проблемы и забитые палаты.
Пуи берет руку зрителя, соединяет ее с рукой героя и ведет его за ним сквозь все мелочи, через подъезды с неработающим выключателем, плохо реагирующей в субботу скорой помощью, частной жизнью соседской семьи Лазареску — румынский гиперреализм в действии.
Собственно, два с небольшим часа фильма — это последние часы жизни румынского больного человека, столкнувшегося с бюрократией.
Пуи не обвиняет докторов, которые как один, напоминая роботов, задают Лазареску одни и те же вопросы и выполняют одни и те же действия. Скорее обнажается будничная правда в нетривиальной ситуации.
Что же случится в Бухаресте, если произойдет теракт: из-за нехватки операционных погибнут сотни людей?
“Смерть господина Лазареску” — первый фильм румынской новой волны, ее столп и образец.
За холмами, Кристиан Мунджиу
Сюжет, а с ним и жизнь протекает в православном храме с несколькими кельями в которых живут монахини, неподалеку от села, за холмами.
Женщины здесь колют дрова, носят воду, замазывают стены глиной — обычный монашеский быт. Быт этот начинает трещать по швам, когда в монастырь попадает подруга главной героини Войкицы Алина. Ей некуда пойти и Войкица упрашивает (неоднократно) батюшку оставить ее подругу в монастыре.
Не ясно, верует ли Алина или живет мирским, только при ее появлении в монастыре случаются странные вещи: монахиня при колке дров находит в бревне черный крест, Алина якобы чужим голосом наговаривает ужасных вещей сестре Антонии, которую чуть не хватает удар. И вообще Алина здесь белая ворона, хотя и носит синий костюм Reebok.
Позже Алина позволяет себе неразрешимое: на людях клевещет на батюшку в сексуальных утехах, бьет в колокола, срывая службу, матерится и пытается покончить жизнь самоубийством.Терпение батюшки иссякает, и тогда Алина оказывается связанной и с кляпом во рту.
Все эти действия происходят на фоне ревности Алины к Войкице. Когда-то они были лучшими подругами, а сейчас — исповедуют разные мировоззрения.
В целом же, это вполне очевидный и нормальный процесс: попадание одного человека, воспитанного в одном обществе в другое. Нельзя так просто прийти и быть принятым в храм. Нельзя просто покаяться, 33 раза поклониться пресвятой деве и стать дочерью Божей. Во всяком случае, Алине это не удается или не хочется.
Это сложный путь, интимный. Наверняка, самый интимный и противоречивый, так как даже ступив на него, этот путь все жизнь будет оставаться сомнительным, но данная заповедь уже не должна быть нарушена.
Позволю себе заметить, что именно эта тема является центральной, а не предложенная некоторыми тема экзорцизма, которая выступает скорее следствием, чем причиной.
12:08 к востоку от Бухареста, Корнелиу Порумбою
12:08 — это время, когда 22 декабря 1989 года с крыши ЦК РКП в Бухаресте бежал Чаушеску. Эта точка отсчета ложится в заглавную тему ток-шоу, задавая следующую: “Была ли революция в Румынии или народ вышел на центральную площадь Бухареста уже после бегства Чаушеску?”.
Ведущий приглашает на ток-шоу гостей: профессора математики Манеску — пьяницу, едва сводящего концы с концами и пенсионера Пишочи, подрабатывающего Сантой. Манеску заявляет, что был на площади до 12.08, до бегства Чаушеску — таким образом следует считать, что революция таки случилась.
Однако это заявление вызывает сразу несколько звонков в студию, которые опровергают его. Возмущенный Монеску негодует, оператор трясет камерой, ведущий опасается судебной расправы, а само ток-шоу (или что это вообще такое) превращается в откровенный фарс, благодаря которому и приятно смотреть на это развеселое кино.
Хочу свистеть – свищу, Флорин Шербан
Колония для несовершеннолетних. Семнадцатилетнему заключенному Сильвио остается несколько дней до освобождения после четырехлетнего заключения. Он уже обещает прислать в колонию сигареты по освобождению, как случается неприятное ему событие: мать, которую Сильвио не видел 8 лет собирается увезти в Италию его младшего брата накануне освобождения. Младший брат — это все, что есть у Сильвио, а мать для него никто.
Дальнейшее описание сюжета будет спойлером, поэтому я прекращу это делать.
Следует отметить игру молодого Георга Пиостереану, который весьма убедительно сыграл человека, которому есть что терять, но который готов на все ради сохранения этого.
Мечты о Калифорнии, Кристиан Немеску
Через небольшую румынскую деревушку проезжает поезд с американскими солдатами-миротворцами от НАТО. Начальник станции — принципиальный и бескомпромиссный Даяру, несмотря на масштаб военной операции не пропускает состав в виду отсутствия таможенных документов.
Нескольким десяткам солдат во главе с капитаном Джонсом (Арманд Ассанте, между прочим) ничего не остается, как на несколько суток остаться в заброшенной всеми деревушке.
В то же время находчивый мэр деревни, пользуясь ситуацией, приглашает всех застрявших американцев на годовщину деревни (которую уже отгуляли месяц назад) с пивом и жарким.
Мэр — не дурак, надеется ублажить военных гостей, а в первую очередь привлечь их внимание к возможным инвестициям в эту дыру. Деревня вмиг оживает, все преисполняются воодушевлением, девушки надевают соблазнительные наряды, на площади выставляются столы, под такую басню даже устраивается забастовка.
Сценарий заковырист: параллельно развиваются любовные отношения, капитан Джонс пытается договориться с неуступчивым начальником Даяру, а слабохарактерный мэр подбивает местное население на опасную стычку все с тем же Даяру. Первый и, к сожалению, последний фильм Кристиана Немеску, который разбился в автокатастрофе в 2006 году.
Румынский кинематограф потерял очень талантливого режиссера, который сделал весьма смешное и тонкое кино.