Пять нормальных польских фильмов


Наш кинообозреватель Антон Черничко ворвался в польский кинематограф, и так в нем закружился, что составил список пяти польских фильмов, которые можно посмотреть.

Загадочный пассажир, Ежи Кавалерович

kinopoisk.ru

По вагону поезда, поспешной неуверенной походкой, сквозь пассажиров пробирается мужчина в костюме (Леон Немчик), черных очках и с чемоданом. Он выгодно отличается от толпы и приковывает внимание красивой женщины из соседнего купе, а заодно и наше.

Вместе с тем этого мужчину так и хочется назвать типом, так как держится он слегка натянуто, потерял свой билет, да ко всему прочему предлагает проводнице выкупить для себя одного все купе. Впрочем, его замыслу мешает одна привлекательная особа, которая проведет эту ночь в купе с ним.

А ночью в купе постучатся и спросят документы, затем попросят пройти с ними, обвинив загадочного пассажира в убийстве жены.

Сюжетная линия об убийстве и его расследовании хоть и является основной, но блекнет с темой отношений в фильме. Отношения в разных формах: главный герой проникается симпатией к своей привлекательной соседке по купе и наверняка поехал бы с ней к Балтийскому морю, однако его, как известно, обвинили в убийстве.

Здесь наблюдаем “его, ее, в одном купе одного поезда одной темной ночью”. Другие отношения также отсылают к привлекательной особе, чье внимание хочет привлечь диковатый, в своем отчаянии готовый прыгнуть с поезда Сташек (Збигнев Цибульский). Легкий флирт между проводниками занимает минуту, но и в них мы угадываем зародыш возможных отношений, если бы только мужчина был бы слегка посмелее.

И наконец — несколько немых, но смешных мизансцен между моряком и юной девушкой. Мы видим их три раза и это всегда интересно.

Пепел и алмаз, Анджей Вайда

polsha-pepel-i-almaz

8 мая 1945 года. На площадях Польши объявляют об окончании войны, капитуляции Гитлера, а в стране до сих пор идут кровавые разборки. Мацеку (Збигнев Цибульский) и его коллеге по агентуре поручается убить некого коммунистического чиновника Щуку, но агенты вместо Щуки убивают работников завода.

Приказ остается неизменным, однако теперь на его выполнение остается мало времени, да и место осуществления убийства — банкет в ресторане по случаю окончания войны представляется не самым лучшим.

К тому же Марек, воплотивший на экране польского Джеймса Дина (хипстерский костюм), увлекается молодой официанткой Кристиной и за ночь меняет свои взгляды на жизнь. Картина, являющаяся заключением военной трилогией Вайды о войне заявила о Польше на мировой кинематографической карте.

Короткий фильм об убийстве, Кшиштоф Кесьлевский

polsha-korotkiy-film-ob-ubiystve

Пятый фильм из знаменитого цикла режиссера “Декалог”, который в своих десяти картинах так или иначе отсылает к библейским заповедям. “Короткий фильм об убийстве”, как следует из названия апеллирует к одной из главных заповедей Ветхого завета — “Не убий”. Хотя, скорее, сюжет — небольшая, но аллюзия на “Преступление и наказание” Достоевского. Жестокая картина, начинающаяся убитым через повешение котенком и заканчивающаяся убитым через повешение преступником.

Лента параллельно рассказывает о трех героях (подростке-обывателе, таксисте-хаме и прилежном начинающем адвокате), до поры не знающих друг о друге, но в конечном счете фатально встречающихся на одном сценарном повороте. Фильмом восхищались Стэнли Кубрик и Мартин Скорсезе. Внимание привлекают главным образом ужасное убийство без особого мотива и последующие диалоги адвоката и убийцы.

Защитные цвета, Кшиштоф Занусси

polsha-zaschitnye-cveta

Архетипичный фильм Занусси, где есть привычные режиссеру наблюдательность, анализ, гуманизм и сентиментальность. Локацию Занусси также подобрал по душе — действие проходит в международном лагере для студентов-лингвистов. Студенты поочердено представляют свои работы с докладами перед жюри.

Одна работа была прислана на день позже, но магистр Ярек (Петр Гарлицкий) принял ее, тем самым вызвав разговор с доцентом Якубом (Збигнев Запасевич), по ходу фильма переросший в целую нравственную дискуссию.

Фильм, по сути один сплошной интеллектуальный диалог двух людей: одного — молодого, справедливого и второго — пожившего и циничного. Двое болтают о цинизме, карьеризме, бюрократии и о том, что ректор лагеря представил украденную дипломную работу за свою.

Поначалу раскачивающийся, неспешный сценарий, увлекает тебя ближе к середине фильма схваткой двух главных персонажей.

Последний день лета, Тадеуш Конвицкий

polsha-posledniy-den-leta

В последний день лета на пустынном пляже к немолодой, но цветущей женщине подходит бродяга-парень, который уже несколько дней следит за ней и предлагает свое знакомство.

Писатель и журналист Конвицкий самостоятельно пишет сценарий, привлекает к съемкам двух актеров (Ирену Лясковскую и Яна Махульского), собирает какие-то копейки на бюджет картины, берет в руки камеру и снимает свою дебютный фильм, за который в 1958 году неожиданно для всех получает Золотого льва в Венеции.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев