Музы великих писателей


«Муза» не всегда имела для писателя благоприятное значение. Наоборот, некоторые из них вели скудную жизнь, тратя свои состояния на возлюбленных, терпели измены, стрелялись. Антон Черничко написал о пяти женщинах, судьбоносно повлиявших на формирование таланта, творчества и жизни писателей.

Достоевский: Апполинария Суслова

muza-dostoevskiy

Достоевский, при безмерном обожании Сусловой, получил от этих отношений огромную
оплеуху, а не любовной услады бальзам. Гораздо больше получил от этих отношений
(если таковыми их вообще можно назвать) читатель, получив цельные, загадочные
и запоминающиеся образы женщин в романах Достоевского, прототипом которых была именно Апполинария Суслова. Особняком тут стоит «двуликая» Настасья Филлиповна,
эмансипированная фурия из «Идиота», сломавшая в романе сразу двух персонажей:
Мышкина и Рогожина. В другом романе Достоевского «Игрок» также четко виден
прототип Сусловой – Полина.

Достоевский, по словам дочери писателя, Любови Федоровны познакомился с
Апполинарией в одном из петербургских вузов, где Суслова то ли училась (что вряд ли),
то ли просто была завсегдатаем тамошних тусовок. Уверенная в себе, с революционными
позицией и настроениями, она черным кратером выделялась на обывательской плоскости
студенчества.

Суслова собственноручно добилась внимания на то время уже известного
писателя, через какое-то время полностью оккупировав его сознание. Бросив жену и
пасынка, Федор Михайлович колесил с любовницей по Европе, уничтожая свои денежные
запасы, останавливая и успокаивая Суслову в ее сумасбродных и постановочных
актах, жалея ее. Благодарная любовница изменяла писателю с французом-альфонсом,
поджаривала на сковородке нервы Достоевского, постоянно запутывая статус их
отношений.

Вот что сам Достоевский говорил о ней: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Однако чтобы они ни говорили о своих отношениях, складывается ощущение, что они так
и не узнали друг друга.

Бодлер: Жанна Дюваль

muza-bodler

Жанна Дюваль во многом похожа на Апполинарию Суслову: то же пренебрежение к
литературной деятельности, та же праздная жизнь и тот же культ у влюбленного в нее
мужчины.

Бодлер в 1842 году вернулся в Париж из экзотического острова Реюньон. В Париже его
ждал привычный образ жизни: богема, интеллектуальные посиделки и нечто новое –
наследство от отца в размере 75 000 франков. Этих денег хватило бы на несколько лет
беззаботной жизни. Но Бодлер промотал их очень быстро. Во многом ему «помогла» в
этом его новая пассия. Они познакомились в этом же году.

Дюваль была кем-то из статисток в одном из парижских театров, так, неприметная женщина. Зато в жизни она
выделялась. Гаитянка по происхождению, с красивым лицом, с черными, вьющимися
волосами, она буквально околдовала поэта. Бодлер видел в ней все главные олицетворения женщины: красоту, сексуальность, грациозность. По заверениям друзей, больше Дюваль он любил только мать. Друзья же не могли взять в толк, что Шарль нашел в Жанне: ни ума, ни красоты, ни сердца, ни воспитания. Один сплошной принцип: жизнь как развлечение. Дюваль изменяла Бодлеру, более того, рассказывала ему о своих похождениях, а он словно только этого и ждал.

Она тратила его деньги: сама, когда пропивала их в дорогих парижских салонах, или через него – когда просила о дорогих
подарках. Однажды Жанну от несметного вливания алкоголя разбил паралич.

Бодлер, на тот момент уже изрядно обедневший, сумел найти для возлюбленной лучшую клинику и
предоставил ей первоклассное лечение. Дюваль, едва прийдя в себя после врачевания,
собрала свои вещи и без разрешения ворвалась в квартиру Бодлера. Тот, конечно, не
сопротивлялся. Через несколько лет они оба умрут от сифилиса. Их отношения
продлились двадцать лет.

Петрарка: Лаура

muza-petrarka

Они познакомились 7 апреля 1327 года неподалеку от Авиньона. Якобы. Вся личность
Лауры, как и их отношения до сих пор не доказаны.

Некоторые биографы Петрарки уверены, что Лаура реально существовала, они встречались, пусть и всего несколько
раз. Что она была замужем за неким де Садом (не тем, разумеется) и родила ему одиннадцать детей. Но сказать наверняка, что это была именно та Лаура, которую боготворил Петрарка никто не может.

Другие же, напротив, сомневались в ее существовании, и сходились в том мнении, что Петрарка возвел некую придуманную Лауру в идеальный образ, абсолют женской красоты и намеренно воспевал ее в своих сонетах.

Как бы там ни было, Лаура являлась чуть ли не главным императивом поэта в его вдохновении. Сотни сонетов, две книги посвящено именно ей. В них Петрарка воспевал ее неземную красоту, ее высокие духовные и нравственные качества. Воспевал, несмотря на безответную любовь и старость, еще долго и после смерти.

Вполне возможно, что Петрарка ни разу не обмолвился словом с Лаурой, а все вдохновение он получал от ее взглядов. Если это так, остается лишь догадываться, какой красотой была наделена Лаура и каким воображением Петрарка.

Один из величайших поэтов мира любил ее платонической любовью всю свою жизнь, что не мешало ему иметь плотские отношения с другими женщинами. Судьба Лауры неизвестна, как неизвестно и то, знала ли она, предполагала ли, что своей фигурой оставила такой весомый отпечаток как в жизни Петрарки, так и в мировой литературе в целом.

Маяковский: Лиля Брик

muza-mayakovskiy

Лиля, как и ее старшая сестра Эльза получила прекрасное образование. Она разбиралась
в литературе, скульптуре, живописи, знала несколько иностранных языков. Только
вот желала она еще большего – прослыть гением или хотя бы талантом в одном из
видов искусств. Красотой она также была обделена. При этом, ей раз за разом удавалось
соблазнять мужчин, делая из них дураков. При чем мужчины эти были из высшего
общества, таланты, которых знала Москва. Подчиняя их себе (а именно так и было), она
словно крала их дарования.

С пятнадцати лет, еще будучи гимназисткой она записывала в дневнике фамилии покоренных ею мужчин. Эту традицию она пронесла через всю жизнь.

Главным «успехом» стал великий и ужасный Маяковский. Их познакомила Эльза,
старшая сестра Лили, которая уже любила поэта. Но эпатажная, гордая и властная Лиля
не собиралась никому его уступать. В момент охмурив ничего не подозревающего
поэта, Лиля на долгих пятнадцать лет стала музою, любовницей, любовью и трагедией
Маяковского. Он буквально сходил с ума по ней.

В Москве судачили о парадоксе и нелепости их отношений. Маяковский и Брик? Этот красавец и эта.. Абсурд. Но
Маяковский, как он всегда и делал, трубил об этом в голос. Брик наверняка любила поэта,
как любила и его творчество, которое пачками посвящалось ей, но ей, похоже, было
нужно что-то большее.

Она хотела диктовать, приказывать, желала отгрызть Маяковского у всех. Чем это закончилось, хорошо известно: Маяковский застрелился, в предсмертном письме еще раз прося Лилю любить его.

Набоков: Вера Набокова

muza-nabokov

Вполне возможно, что без Веры Набоковой того Набокова, которого мы хорошо знаем,
могло и не существовать.

Вера была для писателя не только женой, но матерью, агентом, партнером по шахматам и ловле бабочек, переводчиком, бизнес-партнером, хранительницей литературного наследия, охранником и, конечно, музой. Правда, мы
вряд ли можем найти ее прототип или хотя бы собирательный образ в романах писателя.
Скорее наоборот.

Женщины в произведениях Набокова почти всегда отвратительны, бесплодны, неуклюжи, неряшливы, уродливы. Вера же была совершенно иной.

Чистокровная еврейка, с белоснежными (а позже седыми) волосами, с красивой фигурой.

Она была идеальной женой. Коллеги Набокова по Корнельскому университету завидовали
тому, что Вера ни на минуту не покидала писателя, когда он преподавал. Она садилась
на первую парту и внимательно слушала мужа. Никто не знал, кто она, сам же Набоков
называл Веру «ассистенткой».

Она полностью отдала себя мужу, веря в него и тратя все свои силы на переводы его работ. Все письма с издателями вела она. Бывало, что в день она писала четыре письма одному издателю. Многие даже думали, что Набоков женился
по расчету.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев