Мечта UNLIMITED: Тарас Абрамюк о мотофристайле в Украине


Мотофристайл в Украине? «Пока фантастика», – скажет читатель. «Уже реальность», – ответит Тарас Абрамюк, единственный райдер в экзотической дисциплине FMX в нашей стране.

_MG_9741

XXL: Тарас, наверное, каждый любит смотреть телесюжеты с головокружительными прыжками, но только немногие посвященные знают, что в Украине вообще существует такой вид спорта как мотофристайл.

Тарас Абрамюк: Ничего, это нормально. Ведь, по сути, кроме меня никто в стране этим больше не занимается. Да и трасса подходящая только одна – в Киеве недалеко от Московского моста. В Украине весь мотоспорт, и мотокросс в частности, держится на любительском энтузиазме. А у любителей, сами понимаете, сейчас с финансами не очень. В итоге некоторые гонки собирают по 3–4 человека в классе.

XXL: Но у нас была неплохая школа и традиции в мотоспорте.

Т. А.: Есть такое. Украина должна была принимать в 2014 году этап чемпионата мира по мотокроссу в классе МХ-1 и МХ-2. Соревнования должны были пройти в Донецкой области, под это даже специально строилась трасса, но этап был отменен в связи с политической обстановкой в стране.

XXL: А вообще в Украине проводились какие-то соревнования на серьезном уровне за все годы независимости?

Т. А.: Конечно, например, в Черновцах регулярно проводились этапы чемпионата мира в классе МХ-3. Да, это не Королевский класс (MX1/MX2), но все равно это первенство мира. Также проводился Кубок Европейских наций.

XXL: Но может, есть шансы монетизировать фристайл? Ведь красота же.

Т. А.: Сейчас это крайне сложно. Даже в соседней России этот спорт достиг намного больших масштабов, там спонсорами райдеров часто становятся крупные компании, не связанные с мотоспортом. В США же, например, рекламодателями часто являются сами производители гоночной экипировки. У нас продукция этих компаний тоже продается, но не в таких объемах, чтобы спонсировать мотогонщиков, выдавать им форму и оказывать дополнительную финансовую поддержку. Все держится на каких-то частных инициативах, персональных связях, не более того.

XXL: То есть перспектив ноль?

Т. А.: Поскольку в мотокроссе я не так давно – четвертый год, то внимательно за отечественными гонками не слежу, фокусируюсь на фристайле. Но из разговоров слышу, что федерация мотоспорта работает в диссонансе со спортсменами. Много бюрократии, нет желания организовывать соревнования на хорошем уровне.

_MG_9761

ИСТОРИЯ МЕЧТЫ

XXL: Почему все-таки у тебя появилось желание заниматься мотофристайлом? Ведь это, как ни крути, большая экзотика. Когда смотришь на трюки, которые исполняют райдеры, понимаешь что это по уровню сложности как в космос слетать.

Т. А.: Все начиналось в детстве. Однажды родители повели меня на соревнования по мотокроссу в Черновцах – это был спаренный чемпионат в классе 125 и 250 см3. После этого я «заболел» мотокроссом. Но тогда еще не знал, что существует фристайл. Впервые эти прыжки увидел по телевизору и был просто в нереальном шоке. Но до какого-то момента это оставалось просто мечтой. Тем более, был период, когда финансово я не мог себе позволить перейти к ее практическому воплощению. А когда стал больше задумываться о том, что хотел бы совершить в жизни, чем дальше заниматься – это было на втором курсе магистратуры университета, понял, что реализация себя в мотоспорте – это и есть цель, которой хочу достичь в жизни. И если свою мечту и себя не реализую, тогда жить вообще неинтересно.

XXL: Когда ты пришел в мотоспорт?

Т. А.: В 22 года впервые попробовал себя в мотокроссе. Однако мысли были о фристайле, о котором мечтал, думал, что сразу начну пробовать какие-то элементы прыжков. Но реальность быстро меня приземлила, поставила на место. В первый год, когда я ехал по кроссовой трассе, часто ловил себя на мысли, что не контролирую мотоцикл – он просто меня везет и все. То есть на этой стадии переходить к фристайлу было безумием. Но затем понемногу начал учиться прыгать, и с помощью знакомых и друзей началась моя, пока что достаточно скромная, карьера во фристайле.

XXL: У тебя был тренер?

Т. А.: Нет, все было намного проще. Купил у знакомого мотоцикл, мы с ним и еще одним товарищем вместе снимали гараж, встречались там же и затем своим ходом добирались до кроссовой трассы. Там понемногу тренировались, само собой, за свой счет. Конечно, если бы был тренер, я думаю, намного меньше бы времени ушло на освоение базовых техник. Ведь со стороны сразу видны все твои ошибки.

XXL: А во фристайле?

Т. А.: Тут нет тренеров, нет четких методик, каждый прогрессирует по-своему. У каждого спортсмена свой путь и свои творческие порывы. Каждому легче даются какие-то определенные трюки. Хотя нужно брать пример с райдеров, которые ездят с тобой, как и у спортсменов из других стран.

XXL: Творчество и импровизация – отлично, но ведь научить тело исполнять новый трюк дело не быстрое?

Т. А.: В первую очередь нужно подружиться с байком. Чувство мотоцикла лучше всего развивать, занимаясь мотокроссом. Затем мы учимся прыгать, причем прыгать стабильно. Вообще, на мой взгляд, самое главное во фристайле – правильный вылет. То есть чтобы мотоцикл летел по нужной траектории с нужной балансировкой. Под каждый трюк нужен свой баланс. Например, трюки со смещением массы за руль тянут мотоцикл вперед. И наоборот, трюки со смещением массы назад тянут машину в том же направлении. Соответственно, нужно корректно работать с газом и загрузкой мотоцикла на рампе (металлический трамплин). И далее идет приучение тела к какому-то определенному движению. Здесь уже начинаются большие различия с мотокроссом, в котором положение как головы, так и тела – в основном вертикальное. А во фристайле положение может меняться как угодно. К этому сложно привыкать. Например, во время исполнения трюков с прогибом назад поначалу нарушалась координация. Забрасывая голову назад, я какое-то время двигался вслепую. Сейчас, когда уже вестибулярный аппарат натренирован, координацию не теряю и все вижу в любой момент полета. Когда все это доведено до автоматизма, тогда трюки исполняются легко. Но поначалу все проходят этап, когда не могут почувствовать, как нужно отталкиваться от мотоцикла, вылетать, чтоб трюки получались легко. На самом деле, нужно отталкиваться сразу после отрыва заднего колеса от края рампы, а не в середине или конце полета, и начинать исполнять трюк. На овладение такой моторикой уходит много времени.

DSC_3877

ТЕХНИКА И ТРЕНДЫ

XXL: Что сейчас в тренде, какие прыжки?

Т. А.: Сейчас популярны ньюскульные трюки, в которых райдер вращается относительно мотоцикла.

XXL: Зрители обожают сальто. В чем их фишка?

Т. А.: Сальто требует 100% уверенности райдера. В нем нет дороги назад, и, если начал, уже крутишься до конца.

XXL: Насколько безопасно учиться таким трюкам?

Т. А.: Сейчас на многих качественных фристайловых площадках есть поролоновые ямы для разучивания сложных элементов (сальто, обороты на 360 градусов). Это намного безопаснее, чем разучивание сразу на земляное приземление, как это было в самом начале развития фристайла.

XXL: На твоей трассе тоже есть такая яма?

Т. А.: Нет, у нас трасса без ямы. Есть два металлических трамплина и земляное приземление. По сути, это базовые условия. Тем не менее, спартанскими их тоже назвать нельзя. Комплекс достаточно безопасный по современным меркам. Рампы металлические, приземление безопасное, с длинным страховочным столом (плоский участок между трамплинами длиной порядка 8 м). Если прыжок не удался, можно на него, если что, плюхнуться. Вот, например, на прошлой тренировке был инцидент – на разгоне меня занесло, но решил все же прыгать, и при попытке набрать достаточную скорость не рассчитал, сильно не долетел до приземления, но удержался именно за счет длинного стола.

XXL: Сколько у тебя сейчас байков?

Т. А.: Раньше был один, но потом я понял, что не могу на нем параллельно заниматься еще и мотокроссом. Поэтому появился второй мотоцикл – для мотокросса, и в это же время я купил более новый байк для фристайла. Кросс ни в коем случае нельзя забрасывать, поскольку он, во-первых, дает необходимую физическую подготовку, а во-вторых, хорошо развивает чувство контроля мотоцикла в критических ситуациях.

XXL: А в соревнованиях по мотокроссу участвуешь?

Т. А.: Нет, катаюсь на любительском уровне – для поддержания формы, ну и для удовольствия, конечно. Все-таки в отличие от фристайла, кросс дает ощущение скорости и контроля над машиной на сложном рельефе.

XXL: Какие трюки ты сейчас осваиваешь?

Т. А.: Сейчас у меня хорошо пошли рулевые трюки, то есть те, которые гонщик исполняет, находясь за рулем. Хочу разучить «Супермен» (когда райдер вытягивает стрелой тело назад, держась только за руль) и различные трюки с охватами. Еще осваиваю «Клиффхэнгер», где держишься только ногами за руль. Ну и, само собой, очень хочу научиться делать сальто. Но для этого нужны финансы, чтобы тренироваться за границей.

XXL: И где в мире есть хорошие площадки?

Т. А.: Да их достаточно много по всему миру. Конечно, чисто фристайловых трасс намного меньше, чем кроссовых, но выбор тоже хорошый. Вот, к примеру, в Испании есть хорошая трасса с поролоновой ямой.

XXL: Сколько весит твой мотоцикл?

Т. А.: Около 105 кг. По сравнению с дорожным «Харлеем» легкий, но на скорости инерция добавляет опасности этой небольшой массе. Так что при падении нужно держаться от мотоцикла подальше, чтобы не получить серьезные травмы.

XXL: А чем мотоцикл для фристайла отличается от кроссовой модели?

Т. А.: Есть несколько главных отличий. У мотоцикла для фристайла занижено седло и вырезаны отверстия в боковых пластиковых панелях, чтобы цепляться за них во время исполнения трюка. Подвеска делается в несколько раз жестче, устанавливается руль с высоким подъемом, чтобы не зацепиться ногами. У некоторых атлетов на руле есть рычаги, которые откидываются вверх, чтобы упираться в них руками во время исполнения комбинаций с сальто для безопасного возвращения на мотоцикл.

Sport_mpving_shutterstock_273432014

ПРИРУЧЕНИЕ СТРАХА

XXL: Кто твои самые преданные зрители?

Т. А.: Сейчас, в основном, мои друзья – Тарас и Сергей. Кстати, Сергей вместе со мной тоже начал заниматься фристайлом, отрабатывает технику прыжка и базовые трюки. Так зачастую мы и проводим тренировки, вдвоем или втроем. Пока кто-то прыгает, другой страхует на трассе, снимает тренировку на видео. Если кто-то из них отсутствует, мне уже тренироваться не так комфортно. Так что, конечно, друзей, которые тебя поддерживают, нужно ценить и беречь. И все же в последнее время появилось больше людей, которые поддерживают, приходят посмотреть на тренировки. Безусловно, это мотивирует.

XXL: А семья как относится к занятиям?

Т. А.: Поддерживают, но переживают. Однажды решил пригласить маму посмотреть на мою тренировку, когда уже достиг неплохой стабильности в прыжках и делал достаточно сложные трюки. Еле уговорил прийти, мама минут десять посмотрела на это все, после чего я понял, что лучше ее побыстрее отпустить. (Смеется.) Нет, ей, конечно, нравилось, что я прогрессирую, но на душе все равно было тревожно от того, что сын подвергает себя такому риску. Конечно, я понимаю родителей, и стараюсь их не огорчать.

XXL: Травмы все же случаются?

Т. А.: Конечно, куда без них, это же экстремальный вид спорта. Но, благо, за последние несколько лет серьезных инцидентов не было.

XXL: А тебе бывало страшно в какие-то моменты?

Т. А.: Было и много раз. Главный секрет в том, чтобы своевременно выключать страх. Нельзя сильно бояться, поскольку последствия сильного страха могут быть печальными. Страх бывает как мобилизирующий, так и иммобилизирующий. Первый обостряет рефлексы, его можно и нужно использовать на пользу, чтобы прогрессировать. Второй вид страха, напротив, вызывает сонливость, желание поесть, пойти погулять с друзьями и так далее. Пожалуй, в таких случаях действительно лучше отложить тренировку.

XXL: А если нельзя отложить, как найти силы преодолеть страх?

Т. А.: После неудачных приземлений или падений, если все цело, я стараюсь сразу же вернуться на исходную позицию и продолжить тренировку. Только действуя, двигаясь дальше, ты быстро выходишь из состояния страха, стираешь его из оперативной памяти. Новый прыжок помогает не застревать в этом неприятном состоянии, ведь иначе начнешь осторожничать и тогда не будет прогресса.

XXL: Предложения сняться в кино тебе еще не поступали?

Т. А.: Периодически работаю с командой каскадеров на съемках одного сериала. Но это небольшие эпизоды. Надеюсь когда-нибудь выступить не хуже, чем Робби Мэдисон, дублировавший Джеймса Бонда – Дэниэла Крейга в фильме Skyfall (двухминутная сцена погони на мотоциклах по крышам стамбульского базара). (Смеется.)

_MG_9805

СОВЕТЫ МАСТЕРА

XXL: В стране много ребят, которые любят адреналин и мотоциклы и которые могли бы пойти по твоему пути. Что бы ты им посоветовал?

Т. А.: Во-первых, понять, что ничего и никогда не получается сразу. Нужно очень много терпения. Во-вторых, нужно сделать свои мечты своими целями, то есть максимально сфокусироваться, чтобы переходить к практике. В-третьих, готовность к постоянной и упорной работе. В Facebook я иногда выкладываю фото и видео трюков. Смотришь – и можно подумать, что достичь прогресса не так уж сложно. И никто не знает или не задумывается, что это тысячи прыжков и долгие месяцы тренировок. Например, та же «Кордова» – мостик, который делается на руле. Чтобы полностью выучить этот трюк, добиться того, чтобы правильно прогнуться, откинуть голову назад и так далее – у меня ушло три года. Так что еще раз – терпение и желание работать, тогда все обязательно получится. Не поверишь, но когда-то я и мечтать не мог о том, чтобы выполнить простейший прыжок, даже на велосипеде.

Текст: Стас ЛЕЩИНСКИЙ

Фото предоставили: moto64.net и Розумнюк Юрий

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев