Dakar 2020: чем запомнилась гонка?

Dakar 2020: чем запомнилась гонка?


В 2020 году легендарная гонка Dakar впервые прошла на новом континенте. Ведь Саудовская Аравия формально относится к Азии. Но многие отмечают, что аравийские песчаные дюны куда ближе к исконному африканскому маршруту «Дакара», чем горки в Южной Америке. Так чем еще запомнилась гонка 2020 года?

Dakar 2020: чем запомнилась гонка?

МОТОЦИКЛЫ: КОНЕЦ ЭПОХИ ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ?

Когда в 2001 году гонщик на мотоцикле КТМ впервые выиграл «Дакар», никто не знал, что это выльется в тотальную гегемонию на ближайшие 19 лет и 18 гонок. Австрийцам стало настолько скучно соревноваться сами с собой, что они начали заявлять в ралли еще одну заводскую команду под принадлежащим им же брендом Husqvarna. А как иначе, если в 2015 году, например, они заняли 7 мест из первых десяти?

И вот только в 2020-м КТМ сверг с трона Рикки Брабек на мотоцикле Honda. И в этой победе сошлось очень много всего. Рикки стал первым американцем, побеждавшим на «Дакаре». А Honda выиграла ралли впервые за последние 30 лет. Ну и самое главное: «Король умер, да здравствует король!». Тем более, что падение с трона вышло особенно болезненным – прошлогодний чемпион Тоби Прайс на КТМ занял только третье место, уступив еще и Пабло Куинтанилле на мотоцикле Husqvarna.

Будет ли это поражение досадной неприятностью для КТМ или концом эпохи, покажет время. Но учитывая, что в прошлом году Брабек также уверенно шел в лидерах и только в последний момент упустил победу, возможно время КТМ закончилось. Тем более, что в этом году в их составе были чемпионы 2017, 2018 и 2019 годов и каждый ничего не смог показать.

В зачете Original by Motul, где мотоциклисты едут без поддержки и с одним ящиком жизненно необходимых вещей и инструментов, в этом году соревновалось 38 участников. Из них 27 человек доехали до финиша, что непривычно много. Среди них была и женщина, уже вторая после первой участницы в 2019 году. А победил в этом экстремальном зачете румын Эмануэль Гьенес – с отрывом больше часа.

Напоследок расскажем о выдающемся достижении мотогонщицы Лайи Санс. Она стала первым в истории испанским гонщиком, который финишировал на 10 «Дакарах» подряд! Дада, этот рекорд не поставили Марк Кома, Нани Рома, Карлос Сайнс или Джорди Аркаронс. Это сделала именно Лайя. При том, что именно этот рекордный «Дакар» стал для нее самым сложным. Уже на втором этапе она упала и потратила почти 20 минут на то, чтобы починить свой мотоцикл. Но добилась своего и добралась до финиша спецучастка, чтобы затем продолжить борьбу. Легенда!

ТРАГЕДИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

«Дакар» изначально был очень опасной гонкой, которая забирает жизни. И логично, что с развитием техники и ростом уровня безопасности гонщиков, трагедий становилось все меньше. До января этого года последней жертвой ралли был поляк Михал Херник, которого нашли мертвым уже после того, как он не приехал к финишу. И было это аж в 2015-м. Но в этом году аравийские пустыни забрали жизни сразу двоих мотоциклистов.

Первая трагедия случилась на седьмом этапе гонки, когда погиб один из самых известных мотогонщиков, португалец Паулу Гонсалвеш. Чемпион мира по ралли-рейдам 2013 года в «Дакаре» всегда выбирал сложный путь – он никогда не ездил за команду КТМ, предпочитая другие мотоциклы. Ближе всего к победе он был в 2015-м, но тогда стал вторым. Страшно, что так и не понятно, что с ним случилось – он упал с мотоцикла, а его сердце остановилось. Даже прилетевший всего за 8 минут вертолет с парамедиками не успел его спасти. Эта трагедия стала причиной отмены восьмого этапа гонки среди мотоциклов и квадроциклов.

Кстати, в защиту Тоби Прайса из КТМ, который не смог отстоять прошлогодний титул, скажем, что именно он ехал за Паулу Гонсалвешом на том злосчастном этапе и был с ним, пока не прилетел вертолет спасателей. И кто знает, если бы не эти минуты и не отмененный этап, может быть у него были бы шансы на чемпионство. Но «Дакар» всегда будет оставаться местом, где победы не определяют то, какой ты человек.

А на предпоследнем этапе, 16 января, тяжелая авария случилась с победителем зачета Original by Motul прошлого года, Эдвином Стравером. Медики боролись за его жизнь 10 минут и всетаки заставили его сердце биться. Но в госпитале в Рияде был поставлен диагноз «перелом шейного позвонка». После недели в критическом состоянии на аппарате вентиляции легких родственники гонщика приняли решение отключить его от системы жизнеобеспечения. Он умер 24 января.

Dakar 2020: чем запомнилась гонка?

КВАДРОЦИКЛЫ: ДОМИНАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

В этом году в класс квадроциклов вернулся его двукратный победитель, чилиец Игнацио Касале. В прошлом году он попытал счастья в багги, но безуспешно. А в 2020-м вернулся в родной класс и разорвал соперников в клочья. Ни одного шанса ни у кого не было – 4 победы в 11 этапах, 10 из 11-ти возможных финишей в первой четверке, лидерство в общем зачете, начиная с третьего этапа. Разница в 18 минут со вторым местом не отражает той уверенности, с которой Касале прошел всю дистанцию. Игнацио стал уже трехкратным победителем и сравнялся по этому показателю с аргентинцем Маркосом Патронелли.

С точки зрения борьбы производителей класс квадроциклов пока что не сильно интересен – начиная с появления этой дисциплины в 2009-м никто не может тягаться с Yamaha. Все чемпионы ездят на этих японских квадроциклах. А в 2020-м году другие команды даже ни разу не смогли попасть в ТОП-3 ни на одном этапе всего ралли.

МОТОВЕЗДЕХОДЫ: ПОБЕДИТЕЛЬ БЕЗ ПОБЕД

Еще одними победителями из США стали участники в классе багги, он же SSV, – гонщик Кейси Карри и его штурман Шон Берримен. Титул «первого американца – победителя Dakar» они упустили только потому, что мотоциклисты финишировали немного раньше. Но вряд ли это сильно их расстроило.

Примечательно, что залогом успеха их победы стала стабильность. Американцы только один раз выпали из ТОП-10, а на всех остальных этапах были в ТОП-7. Хотя при этом в тройку попали всего четыре раза, а на отдельном этапе не победили ни разу! Но остальные именитые участники, которые выигрывали по одному или даже по два этапа, а некоторые и вовсе побеждали на «Дакаре» в прошлом, проваливали другие спецучастки и в итоге уступили стабильным американцам. И хотя экипаж из США никто не рассматривал всерьез в начале гонки, соперникам на втором месте они привезли аж 40 минут форы.

Этот класс выделился на «Дакаре» всего четыре года назад, поэтому пока сложно говорить о гегемонии производителя Can-Am. Но три последних ралли выиграли гонщики именно на этой технике.

ГРУЗОВИКИ: ЕСТЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ?

В категории грузовых автомобилей пусть и нет непрерывной гегемонии КамАЗов, но побеждают их очень редко – за последние двадцать лет это удавалось только Жерару де Рою на Iveco (дважды), Хансу Стэйси на MAN и Карелу Лолрайсу на Tatra. Этот год не принес сюрпризов, поэтому интересное в этом классе стоит поискать в других местах.

Например, явно заметен прогресс белорусской команды «МАЗ-СпортАвто», которая старается навязать борьбу россиянам, выступая на «Дакаре» с 2012 года. Пока что самым главным преимуществом КамАЗа называют моторы – они у них элементарно мощнее. А в этом году Сергей Вязович из команды МАЗа замкнул ТОП-3. Всего же на «Дакаре» он с 2013-го, занимал второе место в 2018-м и откатился на шестое в прошлом году.

Также отметим первый год без Йосимасы Сугавары из команды Hino. 78-летний бодряк, удерживающий рекорд самого возрастного участника, решил, что пора бы ему уже завязать. Может себе позволить, откатав без перерыва все «Дакары» с 1983 года! Тем более, что главный грузовик команды Hino находится в надежных руках его сына. И сын не подвел. Во-первых, попал в ТОП-10 общего зачета грузовиков, что для машины с мотором меньше 10 литров огромный успех. Причем японцы вошли в первую десятку уже четвертый раз подряд. 29 раз без перерыва они финишировали в «Дакаре», что также является успехом – доехать до конца в этой гонке удается не всем. А в отдельном зачете «малолитражных» грузовиков с моторами до 10 литров они вообще победили одиннадцатый раз подряд.

Dakar 2020: чем запомнилась гонка?

АВТОМОБИЛИ: БОРЬБА ЧЕМПИОНОВ

Самое вкусное мы оставили на десерт. В классе автомобилей в жаркой схватке сошлись три легенды этого класса: Стефан Петерансель и Карлос Сайнс на багги-версиях MINI из команды X-Raid и прошлогодний победитель на Toyota Нассер Катарца Аль-Аттия. Вы только оцените их послужной список – более 50 «Дакаров» на троих, в которых они суммарно побеждали 19 раз!

Катарца Аль-Аттию считали чуть более вероятным победителем, ведь пески Саудовской Аравии ему прекрасно знакомы. Но все оказалось не так очевидно. Карлос Сайнс всегда был быстр, но иногда его подводили ошибки. Поэтому никто не удивился, когда он захватил лидерство уже на третьем этапе. Так же как никто не удивился, когда на восьмом этапе он заблудился и растерял все преимущество. Но самое главное, что затем снова собрался и привез соперникам серьезную фору, которую они не смогли отыграть. Это третья победа испанца на «Дакаре». Вторым стал Аль-Аттия, а третьим – Петерансель.

Что касается француза, то его результат мог бы быть другим, если бы не досадная неприятность – его жену, а по совместительству и штурмана, не допустили к гонкам по медицинским причинам. В итоге Петеранселю срочно пришлось искать замену. И он ее нашел в лице опытного португальца Паулу Фиузы с десятью «Дакарами» за спиной. Но вот беда, из общих языков у парочки оказался только английский, который оба знают так себе. Возможно, это сказалось на взаимопонимании экипажа.

Отдельно стоит написать о дебюте в ралли чемпиона мира в «Формуле-1» Фернандо Алонсо. Испанец сразу просил не ожидать от него ничего особенного. Обещание выполнил, приехав к финишу 11-м. Учитывая, что среди дебютантов до конца доезжают меньше половины – это хороший результат. Кстати, его штурманом был пятикратный победитель «Дакара» в классе мотоциклов Марк Кома.

Впрочем, таланты на треке не уберегли Алонсо от досадных ошибок. На десятом этапе сказался недостаток опыта – ни один гонщик не стал бы атаковать бархан на такой скорости и под таким углом. Алонсо повезло, что его машина после такого маневра стала на колеса. А на втором этапе он в сильной пыли от других машин не увидел препятствие и у его Toyota оторвало колесо. Хотя в этой ситуации Фернандо показал себя достойным «Дакара». Сначала они с Кома ждали «техничку», а потом им стало скучно, и они за два часа сами перебрали заднюю подвеску, вернув автомобиль в боевое состояние!

Теперь Фернандо обещает приехать в следующий раз, но чтобы побеждать. Его пыл уже остудил опытный Карлос Сайнс: «Надо уважать эту гонку. Здесь важен опыт. С первого и со второго раза на «Дакаре» не побеждают».

Dakar 2020: чем запомнилась гонка?

ТРИ ФАКТА О «ДАКАР-2020»

  1. Официальный список участников этого года включал в себя 351 транспортное средство (по сравнению с 334-мя в 2019 году). Это 170 мотоциклов и квадроциклов, 134 автомобиля и SSV, 47 грузовых автомобилей.
  2. Среди 557 участников (в автомобилях и SSV едут по два, а в грузовиках по три человека), представленных в «Дакаре», были люди 53 национальностей. Лидеры – французы (258 человек), потом испанцы (77) и голландцы (53). Среди всех участников было и 13 женщин.
  3. За победу в ралли Карлос Сайнс получил 50 000 долларов. Возможно, здесь нет миллионных призовых, зато есть дух «Дакара»!

Текст: Евгений Пащенко

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев