Гран При Австралии: Послесловие


Сказать, что первый этап сезона принес множество неожиданностей –
это не сказать ничего. И речь тут не только о блистательном успехе
пилотов Brawn GP. Из-за существенных изменений в правилах и технических
требованиях всем пришлось начинать сезон фактически с чистого листа – и
это немедленно отразилось на раскладе сил. В паддоке нашлись как
колоссы на глиняных ногах, так и сокрушители титанов.

Принято считать, что дебютная гонка позволяет обозначить контуры
всего сезона – или, как минимум, его первой половины. Если так, то 60-й
чемпионат мира наверняка запомнится надолго. Ну а пока мы ещё раз
вспомним невероятные события в предзакатном Альберт-парке и попробуем
выделить те из них, которыми, по нашему мнению, Гран При Австралии-2009
будет особенно памятен болельщикам.

1. Победный дубль Дженсона Батона и Рубенса Баррикелло

Не приходится сомневаться, что в штаб-квартире компании Honda в
Токио просмотр гонки сопровождался многочисленным щёлканьем упавших на
пол челюстей. Японцы едва не прирезали курицу, которая выглядела не
очень впечатляюще – но оказалась способной нести золотые яйца.
Отработав полтора сезона на посту технического директора, Росс Браун
(Ross Brawn) как никто другой знал, на что будет способна новая машина
в 2009-м – и потому даже зимой, когда положение дел выглядело аховым,
инженеры и механики не прекращали работу.

Её
результаты стали видны уже на тестах – ну а первая гонка Brawn GP уже
вписана золотыми буквами в историю Формулы 1. Отдав соперникам
тренировки, со стартом квалификации Рубенс Баррикелло (Rubens
Barrichello) и Дженсон Баттон (Jenson Button) чётко обозначили свои
намерения, показав первое и второе время во всех трех сегментах.

И если опытный бразилец, едва не заглушив мотор на старте, стал
затем одним из участников завала в первом повороте и вынужден был
упорно прорываться наверх, то британский пилот уже после первого круга
выигрывал у преследователей четыре секунды! Судьба гонки была
фактически предрешена.

Разумеется, оставался ещё вопрос надежности – но с этим у Росса
Брауна и прежде вопросов практически никогда не было. Дженсон спокойно
контролировал ход гонки, занимая первое место до самого финиша, а
Рубенс благодаря грамотной тактике и паре обгонов вышел на четвёртое
место. А за три круга до финиша оно стало вторым, когда столкнулись
Роберт Кубица (Robert Kubica) и Себастьян Феттель (Sebastian Vettel).

Как
будто бы ничего сложного. Но достаточно было взглянуть на новоявленного
босса во время церемонии награждения, чтобы понять, каких трудов ему
стоило сначала сохранить команду, затем – вовремя завершить постройку
машин и с единственной тестовой сессией приехать в Мельбурн. А потом,
уже по ходу этапа, принимать у себя в гостях владельца Virgin Ричарда
Брэнсона (Richard Branson). «Владелец заводов, газет, пароходов»
относится к тому типу людей, кто чует прибыльное дело за много тысяч
километров – так случилось и в этот раз.

Одним словом – стопроцентный хэппи-энд. Бывает же!

2. Полный провал Ferrari 

Из двух десятков машин, боровшихся за победу, до клетчатого флага
добрались не все. Но лишь два схода стали следствием технических
отказов – Фелипе Масса (Felipe Massa) сошел из-за отказа подвески, его
напарника по команде Ferrari Кими Райкконена (Kimi Raikkonen) подвел
дифференциал, поврежденный в результате удара о бетонное ограждение
после ошибки пилота.

Спору
нет, по чистой скорости красные автомобили выглядели неплохо, а финн
даже предположил, что мог финишировать вторым. Также не приходится
сомневаться, что на следующих этапах дела в команде пойдут на лад. Вот
только как не вспомнить прошлый сезон и точно такой же двойной сход
«красных» в Австралии. Затем Фелипе и Кими выиграли восемь гонок и
завоевали Кубок Конструкторов. Но до чемпионского титула в личном
зачете бразильскому гонщику не хватило самой малости. Сильнейшим стал
Льюис Хэмильтон (Lewis Hamilton), который начал тот сезон с победы в
Альберт-парке.

3. Существенная разница в свойствах шин

Прежде команды на каждом этапе использовали шины двух разных типов,
но неизменно близкие по характеристикам. Причем близкие настолько, что
заметить существенную разницу на большинстве трасс было попросту
невозможно. В этот раз «супермягкие» слики отличались от «средних»
разительно. Первые давали реальное преимущество на пяти-шести кругах,
но затем нагревались настолько, что напрочь теряли рабочую форму.
Именно из-за этого лишился шансов на успех победитель всех трех
тренировок Нико Росберг (Noco Rosberg). Молодой немец попробовал
проехать на «супер-софте» 14 заключительных кругов дистанции – и
вынужден был пропускать соперников одного за другим: с четвёртого места
пилот Williams мгновенно откатился на девятое.

Но и «средний» состав вызвал немало критики. Да, с выносливостью у
него проблем не было – но шины выходили на рабочий режим через
несколько кругов после того, как пилот выезжал из боксов. А до этого он
также был беспомощен и в атаке, и в обороне. С точки зрения зрелищности
новые шинные правила, несомненно, очень полезны – однако команды,
похоже, получили серьезную головную боль до конца сезона.

4. Дебют KERS

Первопроходцами в деле повторного использования энергии стали семеро
пилотов. Использовать высокотехнологичную новинку отважились в Ferrari,
МакЛарене, Renault и BMW-Sauber. Правда, в последнем случае с КЕРСом
ехал только один из двух пилотов – Ник Хайдфельд (Nick Heidfeld).

На
деле система рекуперации оказалась весьма полезной. Прежде всего на
старте – именно дополнительные лошадиные силы позволили гонщикам
Скудерии с седьмого и восьмого мест мгновенно пробиться в первую
пятерку. Кроме того – возможность пусть немного, но прибавить в нужный
момент делала каждого из семерых гонщиков очень опасным соперником.
Быть может, накопить достаточно энергии для полноценного обгона
нынешний KERS не позволяет, но вот защищаться с его истользованием
можно весьма эффективно.

Так что наверняка уже в Малайзии, на втором этапе сезона, желающих использовать новинку будет заметно больше.

5. Столкновение Себастьяна Феттеля и Роберта Кубицы

Сколько копий было сломано в межсезонье вокруг малого числа
обгонов, особенно среди лидеров. Чего только не предлагали, чтобы
гонщики с большей охотой шли на риск, каких только слов не говорили
друг про друга представители Международной автофедерации (FIA) и
Ассоциации конструкторов Ф1 (FOTA). А всего-то надо было — «развести»
по характеристикам два типа шин.

Себастьян Феттель занимал второе место с самого старта. На
протяжении всего уик-энда он смотрелся явно лучше куда более опытного
напарника по Red Bull Марка Уэббера (Mark Webber), а в гонке сразу
утвердился на второй позиции, не так много уступая лидирующему Баттону.
И второй в карьере подиум молодого немца выглядел совершенно реальным.
Кабы не финальные круги на измочаленном «супер-софте».

Когда
Феттеля настиг Роберт Кубица на «медиуме», разница в скорости двух
пилотов была огромна – более полутора секунд на круге. И едва ли у
кого-то возникали сомнения, что обгон – лишь дело времени. Но поляк,
перед которым замаячила возможность настичь и Дженсона Баттона, ринулся
в атаку при первой же возможности – а его соперник допустил «дурацкую»
(по собственному признанию) ошибку.

BMW-Sauber и Red Bull столкнулись, засыпав трассу обломками
углепластика. В пылу борьбы оба молодых пилота попробовали продолжить
движение, но без «бульдозерного» переднего крыла автомобили резко
потеряли прижимную силу – так что уже в следующем повороте недавние
претенденты на подиум синхронно расколотили машины об ограждение…

 


Только цифра: победа Дженсона Баттона стала 200-й для британских пилотов в Формуле 1

И напоследок: пилот Force India Джанкарло Физикелла
(Giancarlo Fisichella), стартовав 15-м, поднялся в гонке до четвертого
места. Но во время пит-стопа гонщика ошибся – он привык, что боксы его
команды всегда расположены у самого выезда с пит-лейна, однако в
нынешнем  сезоне это место отдано Brawn GP. Из-за этого итальянец едва
не проскочил мимо собственных механиков – и вынужден был ждать, пока те
откатят его машину назад. Из-за потери времени Физико в итоге
финишировал только десятым – а ведь до происшествия он опережал даже
Фернандо Алонсо, который закончил гонку на пятом месте.

А.Кабановский
Фото: grandprix.com.au  

Источник

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев