9 фактов о ралли «Дакар»


Эрнест Хемингуэй говорил: «Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Остальные – это игры». А Эверестом в мире автоспорта называют ралли «Дакар». И это далеко не самый интересный факт о легендарной гонке.

Факт № 1

Основатель, который сбежал от смерти на девять лет

Французский мотогонщик Тьерри Сабин участвовал в ралли «Абиджан–Ницца» и заблудился в ливийской пустыне. Парню повезло – его жизнь спасли туареги и передали организаторам, которые нашли Тьерри через три дня. Думаете, это как-то изменило его желание рисковать? Как бы не так – он решил провести самую экстремальную гонку через пустыню Сахара и назвал ее «Париж–Дакар». А в дань уважения к спасителям победители получают статуэтку с силуэтом туарега. Он же изображен на логотипе ралли.

Победа в самом престижном ралли не дает ничего, кроме почета. Организаторы выдают только статуэтки (правда, из настоящего золота). Нет никаких призовых. Хотя есть бонусы от спонсоров. Убежав от смерти в одной гонке, Сабин погиб в другой. Иронично, что его убило собственное детище. В январе 1986-го как организатор «Дакара» Сабин передвигался на вертолете над территорией Мали. Внезапная песчаная буря застала врасплох – погибли пилот, Тьерри и еще несколько человек. Пустыня взяла свое. Кстати, ралли «Париж–Дакар» всегда проходит в январе. Возможно, потому что это самый холодный месяц в Сахаре, и у гонщиков хотя бы есть шансы не погибнуть.

Факт № 2

Доезжает меньше половины

Сабин говорил о своем ралли: «Вызов для тех, кто решился. Мечта для тех, кто остался». Это действительно невероятная проверка на выносливость. Даже сами гонщики считают, что если бы не было сходов, это был бы не «Дакар». Спортивный директор ралли Давид Кастера подтверждает, что «…сходы не только являются неотъемлемой частью гонки, но и, как ни странно, это главный фактор, который привлекает новых участников! Каждый хочет проверить себя на прочность».

Из 182 участников первой гонки до финиша в столице Сенегала, Дакаре, добрались только 74. И это еще хороший результат. Потому что в 1986 году добрались всего 100 участников из 486 – это 21%! В том числе потому, что в год своей смерти Сабин решил сделать гонку мегасложной и самой длинной – 15 000 километров. Сходы случаются не только из-за техники. Это просто физически сложно. Старт на спецучастке происходит рано, а до него еще нужно добраться. Финиш после обеда, а потом снова нужно ехать до лагеря, который может быть и в сотне километров от финиша спецучастка. Но просто добраться – это еще не все. Нужно пройти контроль, проверить технику, изучить роадбук, встретиться с организаторами. Лечь спать лучше пораньше, потому что вставать приходится с рассветом. И так каждый день. На всю гонку планируется только один день отдыха.

В последнее время количество финиширующих уже больше 50%, но статистика за все время проведения ралли все так же неумолима – доехало меньше половины стартовавших. Таких участников набралось уже больше 13 000, но не стоит обольщаться: из тех, кто едет на «Дакар» впервые, финиширует не больше 5%!

Факт № 3

Маршруты все время меняются

Чтобы ралли всегда оставалось вызовом для участников, его маршрут регулярно менялся. До 1992 года гонка всегда стартовала с Елисейских полей в Париже и финишировала в Дакаре, но каждый раз трассу прокладывали по новому маршруту. В 1992 году столица Сенегала впервые не стала финишем – маршрут проложили через весь континент, от Ливии до ЮАР. В 1994-м маршрут впервые «закольцевали» – стартовали и закончили в Париже, «смотавшись» до Дакара и обратно. Интересно, что власти французской столицы были не сильно довольны таким шумным мероприятием. Поэтому с середины 90-х старт ралли проводили в других городах Франции, Испании и Португалии. Переломным стал декабрь 2007-го. Тогда в Мавритании, где должна была пройти часть ралли, убили четверых французских туристов. Организаторы, ссылаясь на это и угрозы «Аль-Каиды», отменили ралли 2008-го.

Проблемы с безопасностью действительно были – гонщики и до этого регулярно попадали под обстрелы в Северной Африке. Так ралли превратилось в «Дакар» и переехало в Южную Америку на неопределенное время. С 2009-го гонка проходит по разным маршрутам и привлекает новых зрителей на другом континенте. В 2019-м ралли впервые прошло на территории одной страны, Перу. Хотя это скорее даже к лучшему – песчаные дюны и пустынные участки этой страны максимально похожи на условия Сахары.

Факт № 4

Это смертельно опасная гонка

На «Дакаре» регулярно гибнут люди – как гонщики, так и зрители. За это даже в Ватикане ралли называли кровавым и безответственным, призывая его запретить. Вы же помните, что даже его организатор погиб во время гонки? Первую жертву забрал первый же ралли-рейд: мотоциклист Патрис Додин упал и ударился головой о камень. Всего за 41 гонку погибли 28 гонщиков и 43 человека из числа зрителей, обслуживающего персонала и журналистов. Получивших травмы намного больше. Именно поэтому помощь другому участнику – это часть кодекса «Дакара». Организаторы это поддерживают и компенсируют «потерянное» время в общем зачете.

Единственный украинский «дакаровец» Вадим Нестерчук погиб при подготовке к своему седьмому участию в этой гонке. Он поехал в Эмираты, тренироваться и участвовать в «Шелковом пути-2013». Выезд в пустыню закончился трагедией – машина застряла в песчаной ловушке. Нестерчук отправил сигнал GPS, а сам пошел за помощью – в итоге его напарника спасли, а Вадима нашли слишком поздно, он погиб от обезвоживания. Но даже печальная статистика никого не останавливает – в среднем около 80% участников это «аматоры». То есть гонщики, не представляющие заводские команды и просто желающие проехать самую сложную и легендарную гонку в мире. Кстати, некоторые участники ралли едут в том числе для поддержки «основного» пилота. Такие «оруженосцы» помогают своему лидеру, если у него возникают проблемы.

Факт № 5

Классы были не всегда и продолжают трансформироваться

В первой гонке организаторы не разделяли гонщиков по классам. Все ралли было экспериментальным. Поэтому все три первых места в общем зачете заняли мотоциклисты. И только четвертыми пришли автомобилисты на Range Rover. Кстати, это первый и единственный раз, когда победивший «автоэкипаж» состоял из трех человек: пилота, штурмана и механика. Дальше победы брали экипажи без механика. Уже со следующего года мотоциклистов отделили и добавили грузовики. Абсолютной легендой Дакара является француз Стефан Петерансель. Этот «мистер Дакар» сначала шесть раз победил в классе мотоциклов, а потом, когда понял, что травма запястья не дает ему ездить на байке, пересел в автомобиль и победил еще 7 раз! Его рекорд (в обоих классах) не смог побить никто. Естественно, что и суммарные 13 побед – это тоже рекорд.

Хотя Петерансель не единственный, кто побеждал в «Дакаре» в двух разных классах. До него это сделал другой француз – Юбер Ориоль (дважды в мотоклассе и один раз в автомобилях). Но зато между первой победой Петеранселя и последней прошло 26 лет. С переездом в Южную Америку классов стало больше. Сначала в 2009 году отдельной категорией выделились квадроциклы, очень популярные в Аргентине. А в 2017-м от них отпочковались «багги» или SxS (Side-by-Side, по расположению сидений пилота и штурмана). Причем эта категория становится популярной среди участников ралли – все топовые пилоты из квадроциклов постепенно пересаживаются на багги.

Факт № 6

Даже в экстремальном ралли есть отдельный зачет для суперэкстремалов

Некоторым мало экстрима в обычном «Дакаре». Ведь если у твоих спонсоров есть деньги, то после проезда спецучастка можно расслабиться под чуткими руками массажиста в комфортном трейлере, а механики пускай разбираются с техникой. Но если хочешь испытать себя в режиме исключительно один на один с природой, есть специальный зачет для мотоциклов и квадроциклов под названием Malle (сейчас переименован в Original by Motul, в соответствии с требованием спонсора). И он не случайно называет французским словом, означающим «чемодан». Все вещи гонщика в этом классе, за исключением шин, должны поместиться в железный ящик, который организаторы перевозят из одного лагеря в другой. И это все, чем вам могут помочь. Участники класса Malle едут всю гонку сами! Им не разрешается использовать механиков – со своей техникой приходится разбираться самостоятельно. Помогать тебе могут только другие пилоты. Но когда это делать, если после проезда спецучастка нужно доехать до лагеря, изучить мотоцикл, отремонтировать его в случае необходимости, пообщаться с организаторами, получить вводные на следующий спецучасток и еще поспать?! Кстати, спать разрешается только в общей палатке. Поэтому неудивительно, что некоторые не успевают принять душ, а валятся с ног и засыпают прямо «в панцире».

В 2019 году таких смельчаков набралось всего 16 (из них только один на квадроцикле). Конечно, в общем зачете им далеко до лидеров, но для этих людей смысл такой гонки вовсе не в победе. «Если Дакар – это Эверест в мире автоспорта, то Malle – это восхождение на него без кислорода», – так сказал один из тех гонщиков, кто на это решился.

Факт № 7

Женщины не только участвуют, но и побеждают

Женщины не редкие гости в «Дакаре». Уже на первый старт вышли семь женщин. Среди них – итальянка Мартин де Кортанзе на мотоцикле и бельгийка Кристин Бекерс на автомобиле. Обе смогли добраться до финиша. Самая титулованная «дакарщица» – Ютта Кляйншмидт (выступала в классе автомобилей). В 1998 году она впервые выиграла один из этапов. Но на этом не остановилась и в 2001-м стала первой и единственной женщиной, которая выиграла «Дакар»!

Самая гламурная и постоянная участница ралли – итальянка Камелия Липароти. «Дакар» 2019 года был ее одиннадцатым, она стала первой женщиной, кто проехал ралли на квадроцикле, а ее техника всегда выделяется ярко-розовой раскраской. Ее лучший результат – третье место. Также в классе «багги» выступает жена Петеранселя, Андреа. В 2019 году она проехала как штурман и ко-пилот, но ходят слухи, что «мистер и миссис Дакар» могут выйти на старт в одном экипаже.

Среди мотоциклистов всегда привлекает внимание «Королева ралли» Лайя Санс. Многократная чемпионка мира в женском мототриале регулярно гоняется наравне с мужчинами. «Дакар-2019» стал девятым в ее карьере. Вообще, в классе мотоциклов выступает много женщин, но в этом году из их числа выделилась россиянка Анастасия Нифонтова. Она стала первой, кто проехал «Дакар» самостоятельно, в зачете Malle!

Факт № 8

Никаких GPS

Навигация на местности – одна из фишек «Дакара». За использование GPS-устройств вас просто выгонят. Как и за бумажные или электронные карты. Маршрут скрывают от участников до самого старта. Перед стартом на каждом спецучастке гонщикам выдают «легенду» – это ориентировочная схема, на которой показано направление и нанесены основные ориентиры. Также указаны контрольные точки, в которых нужно отметиться у судей. Это все! Конечно, средства навигации у гонщиков есть. Если участник заблудился, он может «разблокировать» следующую контрольную точку, но за это полагается временной штраф. Также навигационное устройство помогает организаторам контролировать прохождение участником трассы. Есть и трекер, совмещенный со спутниковым телефоном, для экстренных ситуаций.

Потеряться на самом деле не сложно – иногда гонщиков находили в нескольких сотнях метров от «трассы». И бывало, что это заканчивалось трагически.

Факт № 9

Без курьезов и неожиданностей не обходится

В 1980 году на «Дакар» заявился итальянский производитель Vespa! На его мотороллерах ехали аж четыре пилота. И вы удивитесь, но двое из них добрались до финиша, хотя и вышли из всех временных рамок – гонка уже закончилась. Но своей цели итальянцы добились – их еще долго обсуждали. В 1982 году в пустыне потерялся экипаж, в котором был сын Маргарет Тэтчер. Искала их даже военная авиация Алжира. Ребят нашли через шесть дней – никто не погиб. В 1983 году прямо во время этапа разыгралась такая песчаная буря, что потерялось 40 экипажей! Всех смогли найти только за четыре дня и с помощью вертолетов.

В 1981 году Тьерри де Монгорже поспорил с друзьями, что проедет гонку на Rolls-Royce Corniche! Более того, Кристиан Диор как раз запускал новый запах Jules и выбрал такой неожиданный экипаж для рекламы своего детища. Хотя стоит отметить, что от «роллс-ройса» в машине осталась только внешняя обшивка кузова – все-таки премиальные лимузины не предназначены для гонок в пустыне. Зато Тьерри доехал до финиша, хотя и вне зачета (был дисквалифицирован за слишком долгий ремонт машины).

В 1988 году финн Ари Ватанен уверенно шел ко второму титулу в классе автомобилей. Но не сложилось – его Peugeot просто угнали! Победа досталась его соотечественнику. Упорного гонщика это не остановило – он вернулся в следующем году и вообще выиграл подряд три следующих ралли.

Самым молодым участником «Дакара» в 2019 году стал 16-летний голландский парень Митчел ван ден Бринк – он был механиком и запасным штурманом в грузовом экипаже своего отца. А титул самого возрастного участника ралли прочно удерживает за собой японец Йосимаса Сугавара, которому 77 лет! Причем «дедуля» участвует в «Дакаре» с 1983 года, то есть на его счету 36 гонок! Он ездил на мотоцикле, на автомобиле и на грузовике. Интересно, что двигатель его Hino вдвое слабее, чем моторы лидеров зачета, то есть шансов победить у него почти нет. Но японец признается, что кайф от гонки на самом деле важнее результата. Вот это и называется «дух Дакара».

Текст: Евгений Пащенко

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев