В поисках атамана: загадочные Берн, Лозанна и Базель


«…И будь ты молод или стар, и будь ты сам швейцарский царь», – напевал я песенку из детства, подъезжая к Берну. И думал, а что, если и вправду мне встретится на пути если не царь, то хотя бы атаман этих загадочнейших мест? Интересно, какой он будет?

Берн

Может быть, он загримировался под болельщика и идет на стадион болеть за любимую сборную. Или, надев белоснежный камзол, показывает пантомиму на набережной. А может быть, в цилиндре и на велосипеде совершает утренний объезд своих владений. И что же видит «первый среди равных», осматривая столицу и окрестности?

Берн, основанный в 1191 году герцогом фон Церинген, стоит на живописных холмах, омываемых рекой Ааре. Название города произошло от слова «медведь», который является символом Берна. По легенде, основатель города, охотясь в здешних лесах, подстрелил медведя. Этот охотничий трофей дал имя городу и стал его символом. От эпохи отцов-основателей в городе осталось немного, а федеральный дворец Конфедерации, где собираются сегодняшние правители Швейцарии, был спроектирован в XIX веке архитектором Гансом Ауэром. Строительство обошлось в сумму около 8 миллионов франков. Мозаика в центре купола внутри здания изображает герб с мушкетерским девизом «Один за всех, и все за одного». Перед зданием справа – открытые фонтаны, в которых любят резвиться дети.

Современное искусство можно посмотреть в Kunsthalle и множестве уютных маленьких галерей в старом центре, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одно из старейших зданий в городе – башня Zitglogge с часами, четко отмеряющими время с 1220 года. Неподалеку я нашел заведение со знакомым названием «Киоск» и попробовал вкусного домашнего сыра, который продают фермеры прямо на улице.

Улицы города украшены впечатляющими арт-объектами. Здания с изящными высокими шпилями здесь соседствуют с новыми постройками самой различной формы. Меня очень порадовал Центр Пауля Клее – три стильных холма из стекла и металла. Внутри можно купить репродукции работ и копии кукол работы мастера.

Лозанна

Несколько часов в комфортабельном поезде – и я уже в Лозанне. Первое, что увидел – портрет-инсталляция механочеловека. Может быть, это и есть атаман? Такой, каким он был в прошлом? Или может стать в будущем. Нет, надо поискать еще…

Древний лагерь-городок был основан здесь еще при Юлии Цезаре. В средние века город находился под управлением епископов и королей Бургундии, а потом перешел под власть Церингенов из династии основателя Берна. Один из епископов даже стал папой Римским, а Моцарт приезжал сюда с концертами.

На одной из улиц – старый Sitroёn с умной и грустной собакой на заднем сиденье. Маленькая девочка выходит из магазина с названием Ex Nihilo («из ничего»), а пожилая пара направляется навстречу ей в сторону этого заведения. В переходе – колоритный дядечка играет на колесной лире. С набережной – отличный вид на озеро и Альпы. У берега пришвартованы яхты, одна из них называется Penelope. Автору названия – браво!

Чуть выше в нескольких кварталах от набережной – парк Международного олимпийского комитета. Аккуратные газоны, стриженые под геометрию деревья и скульптурные изображения, посвященные разным видам спорта. Одна скульптура, динамическая, впечатлила меня больше всего. Это торс тяжелоатлета, который постоянно пребывает в движении. Скульптура состоит из шести частей, которые то съезжаются, то разъезжаются. А в самом удаленном друг от друга положении они еще и оборачиваются вокруг своей оси. Вот это уже теплее, атаман мог бы позволить себе такие кульбиты…

Базель

Еще один небольшой переезд – и я в Базеле. Перекусить здесь можно прямо на улице жареными каштанами. Городская ратуша – одна из красивейших в Европе, построена в XVI веке и украшена множеством барельефов. На улочке неподалеку – деревянная статуя Троянского коня… По штрассе идет расписанный граффитистами трамвай… Под мост, на котором я стою, по Рейну медленно заходит баржа, на которой можно доплыть до Роттердама. Если по-каскадерски прыгнуть в нее с моста, точно не промахнешься… Но я не рискнул.

На одной из улиц гуляют дамы в старинных нарядах и шляпках с вуалетками, кавалеры в смокингах и котелках. Они приехали на всемирный фестиваль шарманщиков. Прямо на улице гостей встречает трио, играющее на… четырехколесных многоголосых музыкальных автоматах, если так можно выразиться. Музыкант крутит ручку, да – но шарманкой этот гаджет назвать сложно. Звук – как от целого оркестра…

Чуть дальше находится музей Sсhaulager, я там играл на настоящем терменвоксе – электронном инструменте 30-х годов и смотрел абстрактный видеоарт. В другом музее обнаружил авторские солнцезащитные очки, сделанные из донышек бутылок – зеленых и коричневых. Все гениальное просто! Атаман явно мог бы носить такие, это точно… А дальше я пошел на Аrt Basel, куда съезжаются галеристы и коллекционеры со всего мира.

Больше всего мне понравилась голова оленя, смонтированная из шариков художественного стекла. За основу взята идея кубизма, только вместо острых граней – разноцветные и плавные закругления. Из наших я увидел там редкие работы Бориса Михайлова. И не удержался – сделал автопортрет в одном из диодно-зеркальных экспонатов, чтобы вернуться сюда еще.

Возвратившись в Берн, я почувствовал казацкий аппетит и пошел искать место для прощальной трапезы. То, что я нашел, превзошло самые смелые ожидания. Лучшее, по моему мнению, во всей Конфедерации место для ужина – кафе над водопадом на реке Ааре. Здесь отличная кухня и очень вкусное вино… Я смотрел на убегающую воду и физически чувствовал, как течет время, как сменяются эпохи и представления о красоте, как старое и новое отражаются друг в друге, помогая нам выбрать себе дорогу по душе…

Текст и фото в теле статьи: Игорь Нещерет

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев