Дмитрий Дубилет: записки бизнесмена

Дмитрий Дубилет: записки бизнесмена


Дмитрий Дубилет поделился с нами своими мыслями – о продажах, юморе в бизнесе и отношениях внутри компании.

[1]

Как же я люблю продавать. Ведь продажа – это убеждение клиента, что ты можешь сделать его счастливее своим продуктом. А я обожаю делать клиентов счастливыми.

Я ненавижу впаривание, мелкий шрифт, искусственные монополии. Обожаю именно продажи – ненавязчивые, прозрачные, адамсмитовские. Я бы с удовольствием вел телемагазины в ночном эфире. Мне кажется, у меня бы это хорошо получалось.

Чтобы продажи приносили истинное наслаждение, нужно создать крутой продукт. Я обожаю создавать продукты, которые клиенты называют крутыми. Люблю смотреть на дашборды monobank. Каждый день 3000 клиентов оформляют нашу карту, поверив, что мы сделаем их жизнь чуть комфортнее. А сейчас мы открыли клуб Smartass. Чуть ли не все свободное время я провожу на ресепшн, встречая и провожая гостей. Ведь слышать «Вау!» от клиента лично, с глазу на глаз – это вообще экстаз! Счастье не в деньгах, а в том, как часто ты слышишь «Вау!» от клиента.

[2]

В ходе работы над monobank и Smartass у меня появилась концепция. Она может оказаться полезной для многих бизнесменов. Я ее называю «Слой юмора».

Представьте себе, что вы создали продукт. Долго проектировали бизнес-процессы, вылизывали дизайн, корпели над инструкциями для сотрудников. И вот все готово – можно запускаться! Стойте! Перед тем как запуститься, нанесите на свой продукт еще один слой – слой юмора. Разбросайте по своим интерфейсам или речевым модулям незаметные шутки. Слой должен быть тонким, почти незаметным. Ведь ваш продукт это не комедийное шоу. Шутки не должны загораживать собой суть, не должны отвлекать. Но если они подобраны правильно, то расположат к себе клиента, а может, и вдохновят его на пост в соцсетях.

В случае с monobank слой юмора составляют, например, наши стикеры с котом. Или, допустим, текст ошибки при вводе слишком большого лимита («Воу-воу, тигр, полегче, откуда такой аппетит?»).

В Smartass мы тоже разбросали щепотку юмора то там, то сям. Инструкции по использованию замочков в душевых у нас начинаются со слов: «Привет! Я дверца от шкафа. А чего добился ты? Чтобы открыть меня…» Конечно, эта концепция применима не для всех бизнесов, не для всех ситуаций. Но в большинстве случаев – вполне! И ведь нанести этот слой реально ничего не стоит, нужно только захотеть. Так вы можете получить еще одну эмоциональную ниточку, которая привяжет к вам клиента.

[3]

В своей жизни я запустил, наверное, с десяток разных бизнесов. Какие-то оказались более успешными, какие-то – менее. И каждый раз перед запуском я испытываю одно и то же чувство – Ужас Перед Стартом. Забавная аббревиатура, кстати. Думаю, многие бизнесмены меня поймут. Помню, как мы переживали перед запуском monobank… А вдруг наши карточки с котом никому не нужны? Вдруг будет какой-то сбой и о нас пойдет дурная слава? Вдруг мы не учли что-то в бизнес-модели и будем терпеть убытки?

С одной стороны, все получается круто! Но сколько же еще всего, что могло бы быть круче! Как побороть в себе бесконечное желание шлифовать бизнес-процессы и, зажмурившись, таки открыться? Сотни вопросов и сомнений, которые долбятся в твой мозг и мешают нормально спать по ночам. Интересно, сколько бизнесов надо запустить, чтобы этот УПС прошел?

[4]

Недавно я вдруг осознал, что у меня почти нет подчиненных. Лет десять назад были, а сейчас как-то не осталось. Нет, само собой, в моих бизнесах работает много людей, но что-то я стал не особо уверен, кто кому подчиняется. Я не даю этим людям распоряжения. Я делюсь с ними своим мнением и пытаюсь убедить с ним согласиться.

Решения каких-то проблем чаще находится у коллег, а не снисходит от меня. И это вполне логично, ведь они так круты в своем деле. Раньше было ощущение, что работодатель – царь и бог. Что это он выбирает. А сейчас я понимаю, что выбирают меня. По крайней мере, те, с кем я действительно хочу работать. Причем конкурирую я не только с банком или спортклубом через дорогу, а с Польшей, Эмиратами и Силиконовой долиной. Но с коллегами мне в основном чертовски повезло. Так что я не в накладе.

[5]

Нельзя сделать бренд, который любят все. Если ваш бренд любят, то обязательно будут и хейтеры. Наш monobank потерял часть клиентов, которые не любят котов. Smartass (с англ. «Умник») потерял клиентов, которым это название кажется грубым. Но я верю, что лучше так, чем, условно, назвать фитнес-клуб каким-нибудь «Мир спорта на Жилянской» и не вызывать никаких эмоций. Это как с людьми. Даже самая красивая девушка, но без характера, скорее всего, не вызовет у вас бури чувств. По крайней мере, долгосрочной.

Когда-то я читал забавный кейс о магазине очков, который нарочно обслуживал клиентов плохо, чтобы те оставляли о нем негативные отзывы, поднимая этот магазин в результатах поиска Google… В общем, не стремитесь угодить всем. Наделяйте свой бренд характером, который будет проявлять себя во всем – от дизайна сайта и стиля e-mail до атмосферы на ресепшн.

[6]

Несколько лет назад я сделал для себя открытие, которое сильно повлияло на мою жизнь. Оно может показаться банальным, но им действительно важно проникнуться. Как-то я сидел на работе в отвратительном настроении. У нас что-то сбоило, что-то не получалось, и вообще я не выспался. Я угрюмо смотрел на коллег, а они – на меня. Как вдруг меня осенило: «Черт возьми! Я же реально ухудшаю рабочую атмосферу!» С тех пор я начал стараться излучать в офисе только уверенность и позитив. Потом однажды я пришел домой. Денек выдался непростым, все меня злило и раздражало. На работе я виду не подавал, но дома… Весь вечер жена и кот имели удовольствие наблюдать мой кислый вид. И вдруг меня осенило: «Черт возьми! С таким депрессивным типом не очень-то весело жить!» Так я начал следить за тем, чтобы приходить домой «на позитиве», каким бы ни был день.

А потом однажды я сидел дома один. На душе скребли кошки, в голове роились мрачные мысли. Как вдруг меня осенило: «Черт возьми! Быть в веселом расположении духа как-то эффективнее (Кэп!). Почему бы не поработать и над этим?» Так я вышел на концепцию, которая, как я позже узнал, в психологии называется Fake it till you make it.

Есть немало исследований о том, что не только наш внутренний мир влияет на внешний, но и наоборот. Если вы будете улыбаться, принимать позитивные открытые позы и так далее, то в конце концов сможете «обмануть» не только окружающих, но и себя! Ваше настроение последует за поведением, и тогда, кстати, это уже будет и не обман.

Вот такое «оригинальное» открытие. Но, повторюсь, оно реально вывело мою жизнь на новый уровень. Позитивные люди эффективнее. С позитивными людьми приятно иметь дело. Призываю всех быть позитивными! По крайней мере, прилагать к этому усилия.

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев