Велопоход и рыбалка 2014: сезон начался!

Вот уже девять лет подряд весной мы начинаем очередной велосезон с трех-четырехдневного велопохода по живописным местам нашей, или одной из соседних областей. Хочется не столько проехать пару десятков или сотен километров, сколько увидеть и узнать что-то новое, пережить приключения, набраться впечатлений, посидеть у костра.

На этот раз объектом путешествия избрали Касперовский каньон в районе рек Тупа и Серет. Ну и, конечно, рыбалка, поскольку в районе населенных пунктов и на одну удочку ловить в это время не запрещается. Выбор маршрута не случайный. Годом раньше мы с Владимиром в начале июня возвращаясь из грибного велопохода по местным лесам и, проезжая вдоль каньона речки Тупа, видели издали полосу живописных скал, образованных мощными слоями осадочных пород. Тогда и возникло желание познакомиться с этим красивым местом поближе.

И вот ровно через 11 месяцев мы крутим педали по трасcе Тернополь–Черновцы. Погода солнечная, ветер попутный. Доезжаем до поворота на Касперовцы и сворачиваем налево. Несмотря на то что мы свернули на второстепенную дорогу, по сравнению с центральной трассой качество покрытия на порядок выше. Да и неудивительно, ведь деньги на ее строительство до своего родного села Синьков дал один из украинских миллиардеров. Такие бы дороги да по всей Украине.

Без рыбы

Велопоход 2014Через три километра сворачиваем на грунтовку, ведущую к каньону. Спуск по серпантину драйвовый. Только успевай уворачиваться от камней и веток. Внезапно деревья расступаются, и мы в долине. По мостику пересекаем водный поток и поворачиваем вглубь каньона. Не верится, что эта хоть и быстрая, но узкая и короткая, всего чуть более 40 км, речка смогла прорезать такой каньон. В нижней его части высота склонов достигает 80 метров. Справа от дороги у одного из домов, прямо в огороде, замечаем огромный камень размером с автобус. Интересно, он сполз сюда еще до постройки дома, или уже после? Сейчас для нас главная задача – найти хоть мало-мальски пригодное место для палатки и желательно у воды. Спрашиваем у местных ребятишек.

– А ловится ли здесь рыба?

– Нет, – отвечают.

Через полкилометра, когда речка стала еще уже, понимаем, что тут, как говорится, ловить нечего, и поворачиваем обратно. Догнали пожилого местного жителя и задаем ему тот же вопрос, на что получаем утвердительный ответ. Есть, оказывается, тут такое место, называемое австрийским мостом, где можно попытаться поймать рыбу.

– Вот если бы вы приехали неделю назад, то тут и карась, и судак брал, а сейчас, может, пару плотвичек и бычков поймаете, – обнадеживает он нас. – А чтоб найти мост, свернете с дороги, как только услышите шум падающей воды.

Получив нужную информацию, мы уже веселее катим вперед. Речка все дальше от дороги. Никакого шума воды не слышно. Вот уже скоро центр села. Опять расспрашиваем местных. Получаем дополнительные ориентиры типа синего забора и кучи щебня. Разворачиваемся и, в конце концов, мы в нужном месте. Мост с австрийских времен сильно пострадал. О его наличии указывают лишь остатки каменной кладки опор, создающих искусственный порог. Вода, конечно, шумит, но не на столько, чтоб этот шум можно было услышать с дороги. Сразу за порогом речка резко поворачивает вправо к склону. Проводим велосипеды краем огорода вдоль берега. У склона речка снова поворачивает и бежит под высокими старыми вербами. Только благодаря им тут остался клочок нераспаханной земли. Не лучшее место для палатки, ведь до ближайшего дома всего каких-то 50 метров, но выбирать не приходится. Разделись по интересам: я отправляюсь к скалам, а Владимир тем временем займется изготовлением удилища и попытается поймать рыбу на уху. В длительный велопоход мы удочек не берем. Тут каждый грамм на счету. Плюс еще неудобство транспортировки хрупкого и нежного оборудования. Достаточно взять леску и соответствующую оснастку. А удилище можно вырезать в любом месте.

С рыбой

Рыба и червиНа противоположном берегу несколько мальчишек ловят рыбу. На вопрос, как лучше всего добраться до скал, один из них вызвался проводить меня. Преодолев крутой склон, мы поднялись на левую сторону каньона. Вот и выходы осадочных пород. В отличие от правого склона, этот значительно меньше покрыт растительностью, так что ничто не закрывает обзор. Вблизи скалы впечатляют еще больше. Они похожи на стены древней крепости, разрушенные былыми войнами. Во многих местах от них откололись многотонные блоки, которые медленно сползают вниз по склону. Некоторые из них доползли уже до хат жителей села Касперовцы. Дождь, снег и ветер превратили каменные глыбы в сторожевые башни, огромные грибы, фигуры мифических животных. Если повнимательнее присмотреться к скалам, в их структуре можно разглядеть окаменелые остатки водных организмов древних морей.

– А есть ли здесь поблизости вода? – спрашиваю у своего проводника.

– Да. Скоро сможем напиться.

Он вывел меня на широкий карниз, по которому мы спустились на склон. Далее узкой щелью проходим к гроту в скале, где из трещин на стенах сочится вода, сливаясь на дне пещерки в небольшой ручеек. Вода очень вкусная. Я набрал ее во флягу, чтоб и Володя смог оценить вкус.

Вид сверху захватывающий. Огорчает только тонкая пелена туч, что помалу затягивает небо. Краски уже не такие яркие. Дождя, конечно, не будет, но для фотографирования синее небо было бы предпочтительнее. Надеюсь, я здесь не в последний раз. Может, в будущем с погодой повезет больше.

Владимир к моему возвращению поймал на ужин несколько небольших плотвичек, окуней и двух карасей побольше. Теперь осталось лишь установить палатку и насобирать дров для костра. На противоположном берегу пара вяхирей устроила нам шоу. Сценой служила толстая горизонтальная ветка вербы. Голубь ворковал, раздувая горло, важно расхаживал взад и вперед, стараясь создать впечатление. Голубка же безразлично сидела и глядела в воду, всем видом как бы показывая, что это ее совсем не интересует. Потом прилетел еще один голубь и своим бравым видом сразил даму. В результате первый кавалер остался на ветке в гордом одиночестве. Но через некоторое время и он улетел, возможно, искать себе новую подругу.

Когда начало темнеть, мы уже удобно разместились у костра и приступили к праздничному ужину в честь удачного завершения первого дня похода.

А под занавес еще одно интересное событие произошло рядом нами. Мы обратили внимание на внезапный лай собак в ближайших дворах. Луч фонарика вырвал из темноты силуэт лисы, которая вышла на вечернюю охоту, но, испугавшись нас, побежала обратно к кустарнику. Возможно, мы сейчас спасли жизнь какой-то курице.

За вознаграждение

Походный костер

Утро началось с традиционного кофе. Сегодня у нас по плану экскурсия на ГЭС. На Касперовском водохранилище бывали не раз, но все не хватало времени посетить плотину. Поразило то, что на подходе к ГЭС установлена табличка: «Частная собственность! На территорию посторонним вход воспрещен». Как-то не вяжется эта надпись со стратегическим объектом областного масштаба. Ниже плотины интересно было наблюдать за окунями и плотвой, которые словно лосось, выпрыгивали из воды, стремясь преодолеть мощный поток в сливе плотины.

На обратной дороге Владимир пробил колесо. Неприятный момент, но не беда. Пока производили ремонтные работы, к нам подъехал мальчишка лет десяти и стал интересоваться нашими велосипедами, откуда мы и куда направляемся. Оказался довольно разговорчивый, и через пять минут мы уже знали, как его зовут, сколько у него братьев и сестер, какие оценки по предметам у него в школе, кем он будет, когда вырастет и многое другое. Кроме того, какая рыба и на что ловится в речке, и когда последний раз в село наведывался рыбнадзор.

– А червяков сможешь накопать? – спрашиваю у него.
– Да хоть целую банку!
– Привезешь банку червяков – получишь пять гривен.

Окрыленный возможностью легкого заработка, он умчался.
Мы успели заклеить камеру и выпить по пиву, пока Вася вернулся с обещанной наживкой. Червяков, правда, лишь на четверть баночки, но нам достаточно, и обещанное вознаграждение за старание он получил сполна.

Почти великан

улов

Дальше поехали по тропинке вдоль реки, но вскоре опасная близость ее к обрывистому берегу заставила вернуться на дорогу. В районе села Щитовцы форсировали речку с чистой водой и интересным названием Храмовая. Далее старой дорогой добрались до села Кулаковцы. Немного поплутали узкими улочками, пока нашли колодец, чтоб запастись питьевой водой. Хотели еще хлеба купить, но магазин оказался закрытым. Спустились к речке. Подъехали к мальчишкам, что ловили рыбу, причем, как успели заметить, довольно успешно. Раз такое дело, решили тут остановиться. Место неплохое. Перекусили бутербродами. Потом я занялся установкой палатки, а Владимир поиском материала для удилища.

Закинули удочку, но время клева уже прошло. За два часа лишь пара бычков размером с мизинец. Чтобы совсем не остаться без ужина, я отправился в магазин.

Когда, возвращаясь, подходил к реке, еще издали заметил, что Владимир в одежде и по пояс в воде движется медленно против течения. Его напряженная поза и изогнутое удилище явно указывали, что попалось что-то крупное. Я ускорил шаг, а когда он начал подавать мне знаки, побежал. На тот момент Володя сумел подвести рыбину ближе к каменистой косе. Сквозь воду на перекате в лучах заходящего солнца тускло поблескивала серебристая чешуя, а характерный колючий плавник временами показывался из воды. По всем признакам стало понятно, что на крючке судак.

– Раздевайся скорей. Попробуй зайти с глубины и потихоньку загоняй рыбу к берегу.

У нас уже был опыт совместного вываживания крупной рыбы, так что в уточнении деталей необходимости не было. Я вошел в воду ниже по течению и стал заходить судаку с тыла. Судак сдаваться не собирался, а Владимир, стараясь удерживать удилище под прямым углом к леске, как мог гасил его рывки и подводил к берегу. Я, согнувшись и расставив руки, стал медленно подходить к судаку, стараясь оттеснить его с глубины на мель и готовый броситься на него, как на амбразуру, если, не дай бог, он сорвется с крючка. Владимир уже на берегу. Когда вода стала мне чуть выше щиколоток, я приступил к активным действиям и, растопырив пальцы, не то вытолкал, не то вынес рыбу на камни. Все! Победа!
Весов с собой у нас, конечно, не было, но килограмма на два судак тянул точно. Пока Владимир отдыхал после трудного поединка, я занялся чисткой рыбы, а потом мы вместе приступили к приготовлению ужина.

– А как тебе удалось зацепить такого великана? Ведь, помню, клева совсем не было.
– Во-первых, не великан. На Днестре мне попадались экземпляры и побольше.

Ну а с клевом, действительно, было плохо. Когда ты ушел, я решил в очередной раз поменять место. Нашел с меньшим течением и поглубже. Закинул подальше, поставил удилище на рогульку и стал ждать. Клева нет. Сел себе и дремлю. Но вот концентрические круги на воде от поплавка привели меня в чувства. Дождался потяжки и подсек. Вытащил рыбца с ладонь. Нацепил нового червяка и опять закинул. Осматривая поверхность реки, заметил, как крупная рыба ходит почти под поверхностью, создавая косые волны. Подумал – сом, а может, судак. Взгляд упал на поплавок – он медленно двигался против течения. Подсекаю и опять вытаскиваю рыбца, еще меньше предыдущего. Так как червяки закончились, нацепил на крючок только что пойманную рыбку и закинул «на малька». Начал снова осматривать поверхность воды в надежде заметить жирующего хищника, чтоб забросить прямо ему под нос. И только взгляд опять вернулся к удочке, вижу, поплавка нет. Резко засек и сразу почувствовал на том конце сильное сопротивление. Лишь бы поводок выдержал. За все остальное не волновался. Рыбина посопротивлялась немного на месте, потом потащила против течения на середину реки. Что делать? В чем был, полез за рыбой в воду. Ну а остальное ты и сам знаешь.

велопоход

Солнце садилось за деревья на противоположном берегу. Прямые желто-красные лучи ласкали каньон, прощаясь до утра со скалами, деревьями и птицами.

Подрезанные кроны верб, как огромные цветы украшали наш королевский ужин, состоящий из ухи и жаренного на вертеле судака, а глубокое звездное небо, «Старый Кахети» и непринужденная беседа под потрескивание костра делали этот вечер еще прекрасней.