Вино от «Крестного отца»: как Фрэнсис Форд Коппола стал «Винной личностью года»

Вино от «Крестного отца»: как Фрэнсис Форд Коппола стал «Винной личностью года»


В 2019 году журнал WINE ENTHUSIAST назвал режиссера Фрэнсиса Форда Копполу «Винной личностью года». XXL узнал, как покупка виллы для жизни за городом превратилась в бизнес с доходами, превышающими режиссерские гонорары.

СОЛЬ, ПЕРЕЦ, ВИНО

Коппола родился в семье итальянских мигрантов в Детройте, где его отец играл на флейте в еженедельной радиопрограмме. Вскоре семья переехала в Нью-Йорк и поселилась в Квинсе. Фрэнсис вспоминает, что из троих детей он был самым… невзрачным. «Брат был похож на кинозвезду, сестра была великолепной копией нашей мамы. А я – самым обычным на их фоне», – рассказывает режиссер в одном из интервью. Это чувство будет преследовать Копполу долгие годы и не оставит его даже на пике славы. Режиссеру всегда было неловко выходить на сцену без сопровождения или даже слышать свои имя без упоминания других – он чувствовал себя самым обычным, неуместным человеком.

Но вернемся к семье. Дед Агустино Коппола выращивал привезенный с собой из Италии виноград и пробовал делать вино. Внуку эта затея казалась забавной. Но старик упорно возился с домашним вином, считая, что так он остается итальянцем в тысячах километрах от Италии. Отец Кармин Коппола занимался музыкой и к виноделию был равнодушен. Но в доме семейства была традиция – не садиться за стол без вина. Бутылка всегда стояла на столе рядом с солью и перцем. Запить еду вином – это было так же естественно для семьи Коппола, как если бы они жили не на окраине Нью-Йорка, а в итальянской деревне, где вино заменяет воду.

Вино от «Крестного отца»: как Фрэнсис Форд Коппола стал «Винной личностью года»

ВИЛЛА НА УИКЕНД

Эта традиция прижилась и в семье самого Фрэнсиса, но она стала скорее привычкой. Он вспоминает, что в отличие от дедушки Агустино Копполы, который считал итальянское вино лучшим в мире, не придавал особого значения происхождению вина или сорту – часто это было местное Gallo.

В 1972 году Коппола ждал неминуемого провала своего «Крестного отца». Ему казалось, что фильм будет проходным, критики камня на камне не оставят от гангстерского сюжета, а его семью ждет нищета. Но фильм с бюджетом в 6 млн американских долларов собрал в прокате рекордные 268 млн и принес режиссеру мировую славу. Семья давно мечтала о своем доме с садом, где дети могли бы играть, и наняли агента для поиска недвижимости. Тот предложил Копполе нечто больше, чем просто виллу – викторианскую усадьбу со своими виноградниками в долине Напа.

Когда-то этот дом принадлежал винодельне Inglenook, основанной в 1879 году финским морским капитаном Густавом Нибаумом. Основатель мечтал делать тут вино мирового уровня, а журналисты авансом называли его винодельню «Калифорнийским Шато Марго». Но Густав умер в 1908 году, а во время Сухого закона винодельня и вовсе закрылась. После перезапуска хозяйство и виноградники были проданы разным владельцам.

Режиссер купил виллу и часть виноградников за 2,2 млн и почти сразу заложил недвижимость для своего следующего фильма – «Апокалипсис сегодня». Возможно, это были самые сложные съемки XX века. Сначала съемочную площадку пришлось перенести из охваченного войной Вьетнама на Филиппины – иначе студия отказывалась финансировать фильм из-за рисков. Затем правительство США отказалось помогать в съемках из-за того, что сценарий трактовал войну не так, как о ней говорили официальные лица страны.

Коппола обратился к правительству Филиппин за помощью, но там мало понимали, зачем им этот проект. Ко всему этому звездный Марлон Брандо, видимо, переживая на тот момент свой кризис, заявился на съемки в ужасной физической форме, совершенно не готовый к роли – он даже сценарий не читал. Были вообще чудовищные эпизоды. Однажды местные жители раскопали свежие могилы и принесли трупы на съемочную площадку, чтобы они «сыграли» в фильме мертвые тела. Коппола впал в депрессию, а когда нашел в себе силы смонтировать пленку, то фильм уместился в пять часов. Пришлось выбрасывать целые сюжетные куски. К счастью, картину хорошо оценили на Каннском кинофестивале, ее тепло воспринял зритель и ветераны войны. Затраты окупились. Это была еще одна удача в карьере Копполы. Если бы фильм провалился, то никакой винодельни в будущем и не было бы, – банк просто отобрал бы виллу.

Вино от «Крестного отца»: как Фрэнсис Форд Коппола стал «Винной личностью года»

ВИНО ДЛЯ СЕБЯ

После «Апокалипсиса сегодня» удача почти на 10 лет отвернулась от режиссера. Он брал кредиты, снимал неудачные фильмы, отдавал долги за счет прошлых успехов и делал вино. Фрэнсис вспоминает, что даже не думал его продавать – все вина он выпивал сам, дарил друзьям или складывал в погребе. Это не было серьезным виноделием. Он оборудовал под винный цех бывшую конюшню, часто смешивал сорта, даже иногда давил виноград ногами, как это делал его дедушка Агустино.

Все изменил успешный фильм «Дракула» и 10 млн гонорара за него. Коппола скупил все виноградники бывшего поместья Inglenook, нанял команду энологов и решил заняться серьезным бизнесом.

«Это были 90-е, пресса стала писать о пользе вина, оно стало популярным продуктом», – вспоминает Фрэнсис. В первый год работы винодельня заработал 9 млн. Через четыре года доходы выросли до 60 млн. Вино стало приносить режиссеру больше денег, чем он зарабатывал на фильмах.

ВИННЫЙ БИЗНЕС

Основную массу своих вин Коппола сделал недорогими: «Пускай они будут такими же доступными, как и мои фильмы». Главное красное вино хозяйства получило амбициозное название «Рубикон» и быстро стало коллекционной редкостью. А еще Коппола создал для каждого члена семьи свое вино. Например, дочери Софии посвятил белые вина сортов шардоне и рислинг, а также розовое. Вместе с внучкой Джин они создали линейку простых и понятных вин с яркой этикеткой – для молодой аудитории. В честь своей бабушки режиссер выпустил вино Votre Sante (ее любимый тост, с фр. «Ваше здоровье»). Покупатели покупали уже не вина, а часть семейной истории Коппола.

Авторитет, связи и высокие оценки винных критиков помогли режиссеру сделать свои вина официальным напитком церемонии награждения «Оскар». Винодельня Копполы стала одной из самых посещаемых в Калифорнии. На территории оборудовали бассейн, открыли рестораны и отель для туристов. В какой-то момент успех его дела навеял скуку на режиссера: «Мое вино имеет успех, а винодельня превратилась в Диснейленд. Все хорошо, но чегото не хватает». В 2012 году Коппола купил заброшенную виллу 1892 года на родине дедушки в южной Италии и после реконструкции открыл в ней отель Palazzo Margherita. Всем гостям отеля дарят местное вино из тех же сортов винограда, которые дедушка Копполы привез с собой в США, чтобы оставаться итальянцем вдали от Италии.

Делает ли сам Фрэнсис Форд Кополла вино? Вряд ли. Он не раз признавался, что не умеет делать хорошее вино и потому нанял профессиональных консультантов. Но чего не занимать у Копполы, так это везения и чутья. Например, еще на заре бума марихуаны в США Фрэнсис основал собственную компанию по выращиванию органической конопли. Сейчас она в числе лучших производителей страны. Вот бы всем такой удачи и везения.

Текст: Артем Кузьменчук, винный журналист, ресторанный критик

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев