Суббота. Ашан. Снующие люди, одетые в клетчатые шорты и сланцы, несколько нервно выбирают ведерки с мутной бежево-коричневой жижей. Внутри посудины – готовые к жарке куски мяса, именуемые шашлыком.
Шампуры, угли и розжиг, водка и пиво, кетчуп и майонез, помидоры и потный сыр – необходимые дополнения. Шашлык – король скучной субботней жизни, феноменальный атрибут советского человека, символ мнимого «отдыха на природе».
Советский человек был создан далеким от природных процессов, но эволюционно требовал снисхождения к происхождению своего вида. Например – субботней жарки мяса и пития водки, и шести соток в километре от города.
Шашлык в понятном и банальном образе – это нанизанные на крученые металлические палки куски мяса. Блюдо понятное в своей сути, ведь речь идет об архетипичном мясе на огне, известном человечеству дольше, чем литература, философия и американские сериалы.
Шашлык по-советски проходит на клетчатой скатерке, в окружении мало знакомых людей и с необходимым атрибутом – водкой. Ритуал поедания шашлыка принято называть «походом на природу». Он имеет общие черты с традиционными британскими и американскими пикниками выходного дня. Это когда состоятельные дамы и господа едят сендвичи и яблоки, пьют лимонад, доставая перечисленное из красивых плетеных чемоданов для пикника.
Часто пикник подразумевает наличие полноценных столовых приборов и маленьких столиков. В советском пикнике – походе на «шашлыки» – металлические приборы заменяют пластиковыми, но столы иногда ставят – тоже пластиковые.
Шашли, водовка, пивчанский, маянезик – четыре слова, еще более уводящие советского человека от изначального смысла пикника в формат бесконтактной оргии, сравнимой с обжорством в Риме времен декаданса.
Шашлык на природе – нужная формальность, убеждающая участником в том, что они проводят время с пользой. Якобы, на природе и, вроде как, в компании приятных людей.
Впрочем, лесопосадку в городе трудно назвать термином «на природе», а потребление водки в критически максимальных количествах – уж точно не назовешь пользой для здоровья.
Шашлык, как любое мясо, сложен в приготовлении и требует умения, большего, нежели насаживание готовых кусков маринованного мяса (купленного в супермаркете) на шампуры.
Шашлык характерен для кочевых народов Евразии, а его смысл в мобильном и быстром приготовлении мяса на огне. Маринад нужен не только для придания оттенков вкуса, но и для снижения количества негативных штук в самом мясе.
У кочевников не было стационарных печек и холодильников, потому они выдумали такой формат – на «привалах» резали мясо мелкими кусками, хранили его в специальном маринаде, а потом – жарили его не открытом угле. Так и питались.
Урбанизированный средний и рабочий класс, взращенный в советской ментальности, считает себя кочевым раз в неделю – по субботам. Такая ролевая игра, подобная игре в доктора и медсестру. Вместо белого халата с красным крестом – маринованные куски мяса в ведре. В первом случае – ты медсестра, а во втором – хищник, поджарый кочевник и любитель природы.