Интриги автопрома: 6 фактов об автомобилях и их создателях


Сентябрьский номер XXL посвящен теме знаний, поэтому мы решили поделиться интересными фактами, связанными с автомобилями и их создателями.

CHERCHEZ LA FEMME

Всем хорошо известно, что создателем первого автомобиля считается Карл Бенц. Но мало кто знает, какую роль в создании авто сыграла его жена. 23-летняя Сесилия Берта Рингер стала женой Карла Бенца в 1872 году. Еще до свадьбы фирма Бенца столкнулась с финансовыми трудностями. И самоотверженная Берта решила использовать свое приданое для спасения предприятия будущего мужа. Дело в том, что идея создания экипажа «без лошади» вызывала у большинства людей скептическое отношение. Многие не видели никакого практического применения этому изобретению. Берта Бенц героически поддерживала в муже веру в успех. И когда Карл был готов бросить свои разработки, именно Берта уговорила его продолжать работы над созданием самодвижущегося экипажа. В результате именно Бенц стал «отцом» автомобиля, получив 29 января 1886 года патент на его изобретение. Тем не менее, трехколесный Benz Patentwagen пользовался гораздо меньшим интересом у покупателей, нежели приводивший его в движение двигатель внутреннего сгорания. Поворотным событием в судьбе автомобиля стала поездка Берты Бенц из Манхайма в Пфорцхайм.

В августе 1888 года она, не уведомив мужа, взяла автомобиль, двух своих сыновей и отправилась в дальнюю дорогу. За день Берта с детьми преодолела в общей сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали в аптеках бензин, (он продавался там как чистящее средство), чинили кожаные тормозные колодки у шорника, ремонтировали цепь у кузнеца. Для ремонта в дело шли все имеющиеся аксессуары – заколка для волос помогла прочистить засорившийся бензиновый трубопровод, а чулочная подвязка исполнила роль изолятора в системе зажигания. Несколько раз пришлось преодолевать подъемы, толкая автомобиль в гору. По дороге люди сбегались толпами, чтобы поглазеть на диковинку. Об этом первом автопробеге, да еще и с женщиной за рулем, благодаря прессе узнала вся Германия. С этого времени в истории автомобиля произошел кардинальный поворот к славе и успеху.

ВСЕГДА НЕДОВОЛЬНАЯ

Знаете ли вы, что первым скоростной рубеж 100 км/ч преодолел… электромобиль? А началось все с того, что в 1868 году в Брюсселе в семье предпринимателя Константа Женатци родился сын Камиль, будущий пионер автомобилизма. Отец Камиля Женатци занимался производством пневматических шин, поэтому мальчик с юных лет был хорошо знаком с техникой и начал свою спортивную карьеру с велогонок. Получив техническое образование, он заинтересовался электромобилями. В конце 1898 года Женатци построил машину Jamais Contante (с фр. «всегда недовольная») с оригинальным сигарообразным кузовом. Автомобиль приводился в движение от двух электродвигателей общей мощностью 67 л. с., смонтированных в задней части кузова. Его главным оппонентом был граф Гасто де Шасслу-Лоба, который за рулем электромобиля Jeantaud Duc 18 декабря 1898 года установил первый официальный рекорд скорости – 63,15 км/ч. Вызов был брошен. На протяжении нескольких лет неутомимые гонщики соревновались друг с другом, устанавливая рекорд за рекордом.

29 апреля 1899 года Камиль Женатци первым в мире преодолел 100-километровый рубеж, показав скорость 105,88 км/ч. Это рекорд продержался три года. В 1903 году Женатци за рулем Mercedes выиграл престижную гонку на кубок Годона Беннета. Он продолжал активно участвовать в автомобильных гонках до 1908 года. В 1913 году в результате несчастного случая на охоте Женатци получил тяжелое ранение и скончался в машине по дороге в больницу. Так свершилось его собственное пророчество, что он умрет в автомобиле Mercedes.

ПЕРВЫЙ ГИБРИД

Сегодня уже никого не удивишь гибридными силовыми агрегатами. Например, компания Toyota недавно отпраздновала продажу 10-миллионного гибридного авто. Но знаете ли вы, когда появился первый гибридный автомобиль и кто был его создателем? В маленьком австрийском городке Мафферсдорф 3 сентября 1875 года появился на свет Фердинанд Порше – человек, которому в будущем было суждено стать легендой ХХ века и обрести титул «Инженер столетия». Проведенный всемирный автомобильный рейтинг включил два его создания – Porsche 911 и Volkswagen Beetle – в первую пятерку «автомобилей столетия». На счету талантливого инженера и конструктора огромное количество изобретений и инноваций. Среди них – создание первого в мире автомобиля с гибридным силовым агрегатом. Необычная конструкция под названием Lohner-Porsche дебютировала в 1900 году. Силовая установка гибрида состояла из четырех электромоторов, аккумуляторной батареи, генератора и небольшого ДВС. Последним приводился в действие генератор, который, в свою очередь, обеспечивал зарядку АКБ для питания мотор-колес. Появлению необычной конструкции предшествовала презентация электромобиля Lohner-Porsche в апреле того же года на выставке в Париже. Каждое мотор-колесо развивало мощность в семь лошадиных сил. Аккумулятора емкостью 300 ампер-часов и напряжением 80 V хватало, чтобы машина разгонялась до 50 км/ч. Запас хода составлял примерно 100 км. Масса машины достигала тонны, из которой 410 кг приходилось на аккумуляторы и по 110 кг – на каждое мотор-колесо. В зависимости от дизайна и комплектации Lohner-Porsche стоил от 10 до 35 тысяч австрийских крон, что было дороже аналогов с традиционным двигателем внутреннего сгорания. В том же году Порше сконструировал полноприводную версию машины с четырьмя мотор-колесами.

ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодня практически не осталось автомобилей, в которых нет как минимум одной подушки безопасности. А знаете ли вы историю ее появления? Первые патенты на автомобильные подушки безопасности датируются 1951 годом, когда одновременно свои изобретения представили американец Джон Хетрик и немец Вальтер Линдерер. В обоих устройствах использовался сжатый воздух. Конструкция была далека от совершенства, обладала слабым быстродействием и не обеспечивала должной безопасности. Не удивительно, что их использование признали нецелесообразным. Оптимальным вариантом для устранения всех недостатков стало использование пиропатрона, создающего при срабатывании мощный поток газов. Это позволяло практически мгновенно надуть воздушный мешок. Такую конструкцию, которую применяются в настоящее время, запатентовал в 1963 году японский изобретатель Ясузобуро Кобори. На совершенствование системы ушло 10 лет, а первым серийным автомобилем с подушкой безопасности стал Oldsmobile Toronado 1973 модельного года. В Европе первым авто с airbag стал в 1980 году Mercedes-Benz S-Class (W126).

В середине девяностых компания Volvo в качестве опции предложила на своих автомобилях боковые подушки безопасности, которые располагались в боковинах передних кресел. В конце 90-х Toyota начала устанавливать надувные шторки для защиты головы и верхней части туловища, а корейская Kia выдвинула идею защиты подушкой коленей водителя. В 2011 году на внедорожнике Ford Explorer помимо обычных подушек и шторок появились надувные ремни безопасности. Возможность смягчить удар воздушной подушкой привлекла к ней внимание и создателей других транспортных средств. Фирма Honda первой предложила airbag для своего двухколесного флагмана Gold Wing.

ЛЕТАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ

Поднять автомобиль в воздух не один десяток лет пытались многие умы прошлого и нынешнего столетий. А вот первой компанией, начавшей производство летающего авто, стала голландская компания PAL-V Europe NV. Создатели уникального транспортного средства не стали долго «заморачиваться» с именем для своего детища и просто собрали аббревиатуру из первых букв словосочетания Personal Air and Land Vehicle – персональное воздушное и наземное транспортное средство.

История рождения PAL-V берет свое начало в 2008 году – тогда при участии Голландской национальной аэрокосмической лаборатории и университета Delft был показан первый прототип летающего авто. Для осуществления проекта в компании собрали самых талантливых инженеров. На дороге прототип PAL-V протестировали в 2009 году и тогда же продемонстрировали его летательные способности. В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель, разгоняющий машину на суше и в воздухе до 180 км/ч. Двухместное трехколесное транспортное средство объединяет в себе комфорт с высокой маневренностью, которая достигается благодаря запатентованной системе наклона кузова DVC (Dynamic Vehicle Control). Она автоматически регулирует угол наклона кузова в зависимости от скорости, ускорения и угла поворота руля. На малых скоростях руля управляет передними колесами, а на высоких маневрирование осуществляется благодаря механизму наклона кузова относительно дороги. Чтобы винты не мешали передвижению по дорогам, они складываются и крепятся на кузове. От легких летательных аппаратов PAL-V отличает малая шумность, обеспечиваемая небольшой скоростью вращения основного винта. Взлет и посадка происходят на низкой скорости, причем этим процессом легко управлять и контролировать. Дальность полета в зависимости от степени загрузки и направленности ветра – от 350 до 500 км. На дорогах общего пользования запас хода достигает 1 200 км.

ИСКУССТВО И ЦВЕТ

Сегодня всякая уважающая себя автомобильная компания спешит предложить для своих клиентов широкую палитру цвета кузова, ассортимент вариантов отделки и прочие «фишки», способные сделать автомобиль по-настоящему уникальным и неповторимым. Но мало кто знает, что пионерами в этой области стали американцы, а точнее, совершенно конкретный человек. Харли Эрл родился в Калифорнии в семье кузовных дел мастера, поэтому с малых лет его главным увлечением было рисование. Едва поступив в престижный Стэнфордский университет, он покинул его, решив, что сможет гораздо большему научиться не в душных аудиториях, а в кузовостроительной мастерской своего отца Earl Automotive Works. После знакомства с Лоуренсом Фишером Эрла пригласили создать совершенно новую модель для отделения Cadillac. Результатом стал элегантный родстер, получивший вскоре собственное имя LaSalle. Успех, который произвела эта машина, привела Эрла на должность руководителя первого в мире фирменного дизайн-бюро – «Центра искусства и цвета концерна General Motors».

За последующие годы на посту шеф-дизайнера GM Эрл создал огромное количество уникальных моделей, среди которых – первый в мире концепткар Buick Y-Job. Динамичный родстер со 140-сильным мотором отличался стильным аэродинамическим дизайном и скрытыми передними фарами. Эта модель стала настоящей сенсацией и намного опередила свое время, но война помешала реализовать идеи Эрла в серийной продукции. Важным событием в жизни Эрла стало посещение военной базы ВВС США, где он увидел знаменитый бомбардировщик Lockheed Lighning P-38. Этот самолет настолько впечатлил дизайнера, что он решил воплотить аэростиль в облике всех моделей концерна GM.

Текст: Виктор Быстряхин

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев