Аварийная ситуация. Бизнес на двух колесах


Мощный предприниматель и сильно креативный директор агентства CB TERRITORY Алексей Иванов ездит на двух колесах, проводит параллели между мотоциклами и предпринимательством, и теперь пишем нам колонки. 

После того, как мальчик становится мужчиной и начинает писать стоя, у него появляются две мечты: ездить на мотоцикле и создать собственный бизнес.

Нас преследуют одинаковые страхи, когда мы только собираемся начать, и мечты остаются мечтами, если мы выбираем более надежные и спокойные рельсы. Но единожды попробовав, никто не вернется назад и не забудет адреналиновый всплеск от первой удачной сделки или встречного потока воздуха в лицо.

У этих занятий куда больше общего, чем стереотипное чувство свободы или угнетающая статистика неудач.

Вождению мотоцикла, как и управлению бизнесом, нельзя научиться. Эти навыки требуют постоянного развития, и каждый раз, когда нам кажется, что мы всему научились, нас сильно бьет об асфальт, заставляя начинать по новой.

В двухколесной культуре есть множество методик обучения, а каждый новый тренер обладает уникальным знанием, как ездить правильно и безопасно. Ничего не напоминает?

Революционная для своего времени техника вождения мотоцикла, перевернувшая мотокультуру, была предложена стариком Кейтом Коудом. Его школа, основанная в 1980 году, открыла новые горизонты и скоростные возможности для сотен тысяч мотоциклистов. Особенность его метода обучения в том, что мотоциклист получает первичные навыки скоростного вождения, изучая теорию за партой.

Коуд утверждал, что техника давно превзошла врожденные способности человека, и необходимо менять способ мышления и рефлексы до того, как открывать газ и догонять горизонт. Судя по результатам чемпионов, которых воспитал Коуд, он был прав.

Так же возможности человека давно уступили возможностям бизнеса и технологий, даже с учетом диплома о высшем образовании. Бизнесмены все время ищут новые пути развития и способы получения ответов. Так почему бы не вернуться к детским мечтам и не научиться управлять бизнесом в стиле байка?

И основы методики Кейта Коуда придут нам на помощь: водитель не делает мотоцикл лучше, так же, как топ-менеджер не делает лучше свой бизнес — он просто позволяет ему работать правильно.

По словам Коуда, вначале надо разобраться с советами и советчиками. Как в управлении мотоциклом, так и в управлении бизнесом нас окружают советы и подсказки, мы ходим на семинары и встречаемся с более успешными бизнесменами, жаждая найти ответы и повторить их путь. Мы меняем стратегию в зависимости от опыта и пути, пройденного кем-то другим, и надеемся на тот же успех.

Ошибка в том, что нам рассказывают об опыте удач, который мы примеряем на свои неудачи. Это не значит, что советы бесполезны, это значит только то, что действие не имеет смысла без осознания четкой последовательности и причинно-следственных связей.

Советы хороши в тактической и конкретной ситуации, но отстраивать стратегию на чужом опыте – все равно, что учиться водить байк чужими руками. Будет больно.

Кейт Коуд выделил основные проявления инстинкта самосохранения (дальше ПИС), которые приводят к печальным последствиям для мотоциклиста. Страхи и ПИСы, определенные им, отлично подходят для бизнеса. Вот некоторые из них: сброс газа, фиксированное внимание и сжимание руля.

Сброс газа и резкое торможение

Исключительно двухколесное правило, полезное каждому бизнесмену, звучит так: «Не знаешь, что делать — жми на газ». Казалось бы, что может быть глупее?

Норма для тела на четырех колесах в аварийной ситуации — это резкое выжимание тормоза в пол, но души на двух колесах знают, что в 70% нестандартных ситуаций резкий сброс газа приведет к падению.

Кризис, дефицит, срыв поставок, проблемы с продажами и парни в галстуке жмут на тормоз. Нужно сократить, автоматизировать или урезать, при этом теряется мотивация, и люди в компании ощущают запах чернил на резюме. Они теперь не думают ни о чем, кроме того завтра, когда все закончится.

Резкое нажатие на тормоз вашего бизнеса в кризисной ситуации может привести к еще большим потерям. Этот факт доказывает опыт Sony, когда новаторская компания, которая опережала технический прогресс, по совету американского консультанта сосредоточилась на производстве быстрых и дешевых товаров.

Так лидер японского бизнеса, который подарил миру первый Walkman, приставку Playstation, кинескопы Trinitron, перестал осваивать новые рынки и ввязался в конкурентную войну с теми, кого раньше вел за собой. Сегодня Sony терпит колоссальные убытки и давно не может нас удивить.

Плюх.

Фиксированное внимание

В аварийной ситуации взгляд фокусируется на объекте столкновения, поле зрения сужается, и в результате вы направляетесь к объекту, которого хотите избежать. Особенность человеческого мозга — двигаться туда, куда вы смотрите. Даже траектория движения автомобиля меняется в зависимости от того, в какое вы смотрите зеркало.

Это происходит неосознанно, но на мотоцикле и в бизнесе имеет решающее значение.

Смотреть надо туда, куда вы хотите приехать, а не на то, что хотите объехать. Чем раньше мы научимся концентрироваться не на проблеме, а на ее решении, тем меньше падений нас ждет в процессе. Конечно, заменить привычное тактическое или сквозное управление («где сквозит, там и закрываем») на стратегическое крайне сложно.

Но успех и безопасность всегда в той цели, на которой вы сфокусировались, а не в той проблеме, которая уже произошла. Проблема — это лишь новое условие в алгоритме ваших действий, но никогда не цель.

Сжимания руля

Дорога не бывает идеальной, как в переносном, так и в прямом смысле. На первых же ухабах ПИС действует таким образом, что водитель мотоцикла мгновенно сжимает руль и сжимается сам в попытке избежать вибрации.

Секрет кроется в подвеске: все неровности и вибрации не передаются с колес на мотоцикл — ровно до того момента, когда вы сожметесь и вибрации передадутся через вас. Так что вы вряд ли сможете удержать мотоцикл, пока не расслабитесь.

Примерно это происходит и в бизнесе — слишком сильное «сжимание руля» и акцентирование внимания на «неровностях» приводит к тому, что «неровности» передаются на весь механизм вашего бизнеса. Расслабьтесь, треть проблем решится сама, еще треть решит ваша команда, а остальное локализуется и станет еще одним звеном в вашей стратегии.

Внешние неровности всегда внешние, внутрь вносите их только вы.

Падение с двух, четырех или с шести колес вашего кресла – не более чем результат чувства опасности, реальной или мнимой, испытывая которое наш мозг и тело выпускает главного врага — кнопку «Паника». И хорошая новость в том, что процессы запуска ПИС-ов — это внутренние процессы, а значит, они поддаются тренировке и осознанию.

Все решения, что мы принимаем в процессе вождения, зависят от нашего понимания пространства, которое нам доступно. И основная задача — понять, что пространства намного больше, чем кажется, просто мы зажаты и угол зрения слишком узкий.

И да, не знаешь, что делать – жми на газ.

Фото: кадр из фильма The World’s Fastest Indian

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев