Home / Авто / Автомобильные новости / Взять и поделить
Smart Vision EQ Fortwo

Взять и поделить

За два года работы сервиса Uberpool в Лондоне около 1 миллиона жителей британской столицы разделили свое такси с другими пассажирами. В 1983 году 91,8% американцев в возрасте от 20 до 24 лет имели водительское удостоверение – в 2014 году их всего 76,7%. Люди явно отказываются от личного владения и индивидуального использования автомобилей. Так куда катится этот мир?

Вы уже слышали про райдшеринг, каршеринг, карпулинг и другие формы совладения автомобилями? Нет? А компании и платформы, предоставляющие такие услуги, за последние 5 лет растут в среднем на 30% ежегодно. Американский аналитический центр RethinkX утверждает, что с приходом беспилотных автомобилей транспортная отрасль изменится навсегда, и к 2030 году только 40% автомобилей будут находиться в частной собственности. При этом использоваться они будут всего лишь на 5% от общего времени. Их коллеги из McKinsey&Company более сдержанны в прогнозах и говорят, что количество автомобилей, которые будут использоваться совместно, к тому же 2030 году составят только 10% от общего количества. Истина, как всегда, где-то посередине.

Но ясно одно – с развитием автономных автомобилей и так набирающие популярность сервисы совместного использования автомобилей будут только расти. Потому что люди уже сейчас готовы ездить в машинах вместе с кем-то и не заморачиваться, это их собственность или нет.

Райдшеринг

Наверное, наиболее распространенный в Украине вариант. В этом случае владелец автомобиля с помощью приложения или сайта озвучивает свой вариант поездки. Это могут быть как путешествия между городами, так и регулярные переезды из дома на работу. В Украине единственный широко представленный сервис – это BlaBlaCar. Изначально как райдшеринговый сервис задумывался и Uber, но во многих странах он превратился в высокотехнологичную службу такси. Кстати, у владельцев Tesla есть свой отдельный сервис райдшеринга – Tesloop.

Это очень удобно – водитель получает попутчиков и компенсацию затрат на топливо. Попутчики – быструю возможность добраться до места назначения. Кстати, в длинной дороге можно и поработать, вместо того чтобы крутить баранку самому.

Jaguar-Future-Type-Concept-Wallpaper

Карпулинг

Все более широко распространяемая практика, когда люди из одного сообщества используют один автомобиль для совместных регулярных поездок: на работу, отвозить детей в школу, в спортзал. В зависимости от договоренности личные автомобили используются по очереди. Или все ездят на одной машине, но делят расходы. Кстати, быть водителем тоже можно по очереди. Такая форма совместного использования удобна снижением расходов на транспорт всеми участниками процесса. А еще в некоторых городах для таких автомобилей есть отдельные полосы на дороге (в машине должно быть не меньше двух человек).

Своеобразная форма карпулинга может применяться и в бизнесе. Все сотрудники компании имеют общий доступ к автопарку для рабочих и/или личных целей. Условия оговариваются индивидуально.

Каршеринг

Из карпулинга появился каршеринг – сначала как частная практика проката собственного автомобиля, а затем и как более развитая форма аренды.

Больше похожи на обычную аренду американские сервисы car2go, ReachNow, ZipCar и другие. В таком случае автомобилем с вами делится компания. Вы либо берете машину без предварительного бронирования в специально отведенных для этого местах, либо заказываете автомобиль, который будет доступен в определенном месте в определенное время. Возвращать машину на место старта необязательно – ее можно оставить в специальных зонах компании-арендодателя.

Uberpool – это тоже каршеринговая программа. Только в этом случае вы делитесь такси с другими пассажирами. Кстати, подобный сервис планируют создать и в компании Daimler совместно с онлайн-платформой Via. В каршеринговой платформе будут использоваться минивэны Mercedes-Benz, а пользователи с помощью приложения станут устанавливать точки, где их можно подобрать.

Намного ближе к принципам каршеринга работа такого сервиса, как Getaround. На этом сайте вы можете выставить свой автомобиль для краткосрочной аренды. Ведь пока вы в офисе или спите – ваша «железный конь» простаивает без дела. Другие пользователи платформы могут арендовать вашу машину и использовать ее в личных целях.

Каршеринг выгоден с нескольких точек зрения. Пользователь получает транспорт во временное пользование, только когда он ему нужен. Владелец автомобиля получает дополнительный доход в то время, когда его машина простаивает.

Похожие на каршеринг программы реализовывают и автопроизводители. Например, сервис Care by Volvo предлагает вам не покупать машину, а получать ее по подписке, меняя каждые два года. Первым доступным автомобилем стал кроссовер XC40 за $840 в месяц. Есть и опция краткосрочной замены – взять машину побольше на выходные. Немного другое предложение – у Cadillac. За $1 500 в месяц вы можете пользоваться любой машиной марки: седаном, бусом, внедорожником – в зависимости от потребностей.

2012 EDAG Light Car - Sharing concept car
2012 EDAG Light Car — Sharing concept car

А как же индивидуальность?

Вы можете возразить, что шеринговые сервисы не получат широкого распространения из-за того, что все подобные автомобили будут безликими и лишенными индивидуальности.

Но и здесь у разработчиков машин будущего есть что вам предложить. Инженеры компании Jaguar считают, что к 2040-му году вам даже не нужно будет покупать автомобиль, который получит название Future Type. Вы приобретаете только руль, который хранит все ваши персональные данные: от настроек сидений до стиля вождения, от состояния организма до предпочтений в музыке. И заказываете подачу автомобиля в любое удобное для себя место.

А Илон Маск и вовсе сделал очередное громкое заявление в Twitter. Один из владельцев автомобиля Tesla просто спросил: «Можно ли сделать так, чтобы «работа» в навигаторе подтягивалась автоматически из моего профиля?» На что Маск ответил: «Да мы вообще собираемся залить всю информацию ваших профилей на Облако, чтобы, в какую Tesla вы ни сели, автомобиль подстраивался под вас».

Кстати, возможно именно такие решения спасут отрасль автомобилестроения и дадут тот уровень разнообразия, к которому нас уже приучили. Потому что с уменьшением количества автомобилей в личном пользовании упадут и объемы производства и продаж автомобилей. Эксперты уже сейчас пророчат намного более широкий обмен технологиями и платформами между производителями, чем тот, что есть сейчас. Потому что только так автогиганты смогут снизить издержки и оставаться на плаву.

jaguar_future_type

Тенденции

Почему все уверены, что совместное использование автомобилей – это тенденция развития автомобильного транспорта? Потому что это логично, учитывая развитие автономных автомобилей, которые не требуют для передвижения присутствия водителя.

Подумайте сами – когда автомобиль в состоянии сам довести вас до работы, а потом вернуться и отвезти других членов вашей семьи, куда им нужно, зачем вам больше одной машины? Случаются накладки – есть много сервисов, которые помогут добраться до места назначения. Вы начинаете экономить деньги и время на обслуживании своего автопарка.

Если не верите – посмотрите на автомобиль Smart Vision EQ Fortwo, представленный Daimler на Франкфуртском автосалоне. Это полностью автономный двухместный автомобиль, который производитель окрестил «будущим мобильности». Tesla уже реализовала автопилот. BMW готовит концепт. General Motors заявляет, что у них есть прототип, готовый к запуску в крупную серию. Waymo, Uber, Apple – это неполный список тех, кто также разрабатывает автономные автомобили. Кажется, что их останавливает только отсутствие законодательства, адаптированного под современные нужды.

Кстати, о законах. Сейчас это действительно сдерживающий фактор. В США на общегосударственном уровне автономные автомобили только начали обсуждать в Сенате. Правительство Калифорнии, Флориды, Невады и столицы Вашингтона оказалось расторопнее и уже приняло необходимые законы. В Германии совет ученых и экспертов сначала создал основные требования, которыми должны руководствоваться автопилоты. Основной принцип – спасти всех людей, участников происшествия, даже ценой разрушения имущества и жизни животных. Только после этого был принят законодательный акт, регулирующий процесс. Кстати, подобные законы приняты также в Швеции и Великобритании.

Но есть и фактор, который явно поспособствует бурному внедрению автономных автомобилей – резкое снижение аварийности. Статистика утверждает, что 94% всех аварий случаются из-за ошибок человека. Представляете, насколько безопасными станут дороги и насколько снизится уровень пробок? Некоторые эксперты предполагают, что очень скоро в городах могут появиться зоны, куда можно будет попасть только на автономном автомобиле. Это приведет к еще большему их распространению.

Эксперты из RethinkX считают, что к 2030 году только на американских дорогах количество машин снизится с 247 млн до 44 млн штук. Но какими бы ни были цифры, ясно одно – автомобильная отрасль на пороге очередной революции, и отказ от личного владения транспортом – одна из главных ее тенденций.

Текст: Евгений Пащенко

About XXL

Читать также

как выглядит новый BMW X2

Спорт + уникальный дизайн: как выглядит новый BMW X2

Новый BMW X2 – не просто очередная новинка в семействе BMW X. Благодаря своему уникальному …