Home / Авто / Автодосье / От водителя к автопилоту
Basic RGB

От водителя к автопилоту

С каждым годом современные автомобили становятся все более совершенными. Недалек тот день, когда все функции управления транспортным средством возьмет на себя электроника. Давайте посмотрим, как развивались системы безопасности и что может сегодня электроника.

BMW-ConnectedDrive-2

Всегда на связи

С ростом скоростей и количества машин на дорогах все большее значение приобретает качество взаимодействия между водителем, автомобилем и окружающим миром. Одна из таких систем реализована на автомобилях BMW. Она получила название ConnectedDrive и сегодня доступна для широкого модельного ряда компании.

Комплексная система безопасности и контроля, созданная баварскими инженерами, обладает большим числом функций. Для удобства управления автомобилем вся оперативная информация – скорость движения, действующие ограничения, указания навигационной системы – проецируется на лобовое стекло в поле зрения водителя. Кроме того, на приборной панели отображаются сведения, соответствующие выбранному стилю вождения. Например, в режиме Eco Pro водитель получает советы по экономичному вождению. Также система ConnectedDrive позволяет получать информацию о дорожно-транспортной ситуации в режиме реального времени, а в случае затора предлагает альтернативные пути объезда. В пакет входит и система Night Vision, которая способна с помощью инфракрасной камеры обнаруживать людей и животных на расстоянии до 300 м, предупреждая водителя об угрозе столкновения.

С помощью приложения My BMW Remote на своем смартфоне владелец может получить доступ к многочисленным функциям автомобиля, в том числе заблокировать двери или включить мигание передних фар, чтобы быстрее найти свою машину на большой парковке.

Приложение BMW Connected в бортовой системе автомобиля предоставляет доступ к интернет-радио, социальным сетям, RSS-потокам, функции Wiki Local и персональному планировщику, а Bluetooth Office позволяет превратить автомобиль в передвижной офис. Основные функции смартфона, такие как электронная почта, встречи, контакты и заметки, могут отображаться непосредственно на экране автомобиля. И с каждым годом количество функций, которые могут облегчить жизнь владельца машины и его близких увеличивается.

New Volvo XC60 brand film image

Забота о пешеходах

Компания Volvo, известная разработками в области безопасности, внедрила на своих моделях новую систему распознавания пешеходов Pedestrian Detection. Она является дальнейшим развитием комплекса предотвращения столкновений City Safety. Радар в решетке радиатора измеряет дистанцию до объекта, а камера на лобовом стекле определяет его тип. Сопоставив данные, электроника способна распознать потенциально опасную ситуацию и предупредить о ней водителя. Например, система обязательно заметит стоящего у края дороги пешехода. Электроника реагирует на людей ростом от 80 см любой комплекции и в любой одежде. Есть аналогичные системы и у других автопроизводителей.

Интересно, что камеры в Volvo можно использовать не по назначению… Совсем недавно известная фотожурналистка Барбара Дэвидсон использовала камеры систем безопасности кроссовера Volvo XC60 для своего арт-проекта. Трехкратная обладательница Пулитцеровской премии в области фотографии, самой престижной награды за заслуги в области журналистики, представила свои необычные работы в одной из лондонских галерей. После этого они в течение всего 2017 года будут демонстрироваться и в других странах. Все 30 кадров были сделаны на улицах Копенгагена. В компании Volvo надеются, что благодаря постоянному развитию и внедрению новых технологий и систем безопасности к 2020 году в ДТП с участием автомобилей Volvo никто не пострадает.

Volvo’s new XC60 becomes camera in the hands of Pulitzer Prize

Люди и машины

Еще один перспективный проект компании BMW получил название Car-to-X. Он позволяет транспортным средствам «общаться» между собой, предупреждая друг друга и своих водителей о возможности столкновения или других опасных ситуациях. Система подает сигналы водителю автомобиля и мотоцикла, если их ТС оказываются в опасной близости: сначала индикатором на приборной панели, потом звуком и тактильными предупреждениями, параллельно включая мигание фар и звуковой сигнал. Если же водитель автомобиля не реагирует, то система может самостоятельно задействовать тормоза.

Система Car-to-X позволяет сократить время получения водителем сигнала об опасности, а в будущем сможет получать информацию от других машин и объектов дорожной инфраструктуры. Car-to-X работает через беспроводной Интернет и сотовую связь. Протокол прописан таким образом, что множество пользователей могут одновременно связываться друг с другом без помех и в реальном времени.

Ведутся аналогичные работы и по другую сторону Атлантики. Например, концерн General Motors представил проект технологии Wireless Pedestrian Detection. Она позволяет информировать водителей автомобилей о пешеходах, велосипедистах, сотрудниках дорожных служб и прочих мобильных объектах, которые находятся вне зоны прямой видимости. При этом речь идет не о традиционных радарах или камерах, а о получении информации от смартфонов и аналогичных устройств.

В основу идеи положены сигналы, используемые мобильными устройствами для связи друг с другом по беспроводному стандарту Wi-Fi Direct. Разрабатываемая специалистами GM система будет принимать эти сигналы и на основании полученных данных информировать водителей о возможной опасности. Для повышения эффективности планируется разработать несколько мобильных приложений, которые возьмут на себя обязанность формировать более качественный и информативный поток сигналов. Пользователь смартфона, установивший такое приложение, сможет идентифицировать себя, указав в настройках свою «категорию» участника движения – «мотоциклист», «дорожный рабочий», «велосипедист», «пешеход» и т. д. Благодаря этой системе при движении по густонаселенному мегаполису у водителя на экране навигатора появится информация об окружающих его объектах. В случае опасного сближения с ними система сможет своевременно задействовать систему экстренного торможения и предотвратить аварию. Презентуя свою систему, компания GM не скрывает, что 100% гарантии быть не может и что никакая система не способна заменить водителю зрение и слух. Однако исследования показывают: использование «помощников» позволит снизить вероятность аварий и прочих неприятностей на дорогах.

Toyota_ParkAssist

Паркуемся без водителя

Едва автомобиль научился двигаться задним ходом, возник вопрос, как сделать этот процесс максимально безопасным. Простейшим помощником при парковке задним ходом стали зеркала заднего вида, которые начали устанавливать как вне, так и внутри автомобиля.

В начале 90-х годов прошлого века на моделях люксовых брендов появились акустические парковочные системы – парктроники. Ультразвуковые датчики (сонары), установленные в переднем и заднем бамперах, выполняют процесс измерения дистанции до препятствий. Когда расстояние сокращается, система предупреждает об этом водителя звуковым сигналом или индикатором на приборной панели. Сегодня такую систему можно заказать в качестве опции практически на всех автомобилях.

Следующим этапом развития парковочных ассистентов стали камеры заднего вида. В начале «нулевых» камеры ставили вместо ультразвуковых датчиков, но потом решили не экономить и использовать их в тандеме. С удешевлением электронных комплектующих черно-белые экраны сменили цветные, а затем, помимо обычного изображения, на дисплеях появилась разметка.

В «продвинутых» системах в зависимости от положения руля компьютер «рисует» на мониторе текущую траекторию парковки. Чтобы идеально припарковаться, водителю достаточно совместить свою траекторию с предложенной компьютером. Но и в этом случае приходится крутить руль, нажимать на педали и смотреть на монитор камеры заднего вида. Вот если бы автомобиль мог парковаться сам…

Впервые систему полуавтоматической парковки Intelligent Parking Assist (IPA) установила компания Toyota в 2003 году на гибриде Prius. При заезде на паркинг руль машины вращался самостоятельно, а водитель с помощью стрелок на сенсорном дисплее камеры заднего вида выбирал необходимое направление движения. Спустя несколько лет аналогичная система появилась на флагманском седане Lexus LS.

Весной 2007 года Volkswagen представил серийный компактвэн VW Touran, оснащенный в качестве опции системой Park Assist, разработанной совместно с известной французской компанией Valeo. Она состоит из ультразвуковых датчиков-сонаров, расположенных в бамперах и передних крыльях, а также управляющей электроники. Также в состав Park Assist входит систему помощи при старте в гору Hill Hold Control.

Систему Park Assist второго поколения научили парковать машину в полуавтоматическом режиме не только вдоль, но и поперек дороги. Кроме того, электроника стала распознавать столбики и деревья, а минимально необходимый запас пространства уменьшился с 1,4 до 0,8 метра. Но, безусловно, следить за экраном камеры заднего вида все-таки необходимо, так, на всякий случай…

Самой свежей разработкой в этой области стал совместный проект компаний Bosch и Daimler. В паркинге музея Mercedes-Benz в Штутгарте реализовали на практике полностью автоматизированную парковку автомобилей. Теперь с помощью смартфона водитель может автоматически припарковать автомобиль в нужном месте, не отслеживая при этом каждое его движение. Автоматизированный паркинг – это важная веха на пути к автономному вождению. Пилотный проект в паркинге музея Mercedes-Benz является первым в мире инфраструктурным решением для полностью автоматизированной службы парковки автомобилей в реальных условиях с водителями или без. С начала 2018 года посетители смогут опробовать этот удобный для них сервис в паркинге музея и сэкономить время на парковку.

Текст: Виктор Быстряхин

About XXL

Читать также

EN_01153746_0004

Эон Маска

Илон Маск – безусловно, один из самых влиятельных людей современности. Энтузиазм, с которым он приближает …