6 уровней автонезависимости: преимущества и недостатки беспилотников


Беспилотник – понятие растяжимое. Наш автор разобрался, какими бывают автономные автомобили, какие уровни автоматизации предлагают на сегодняшний день автопроизводители и чего ждать в этой сфере в будущем.

Уровни автономности

Действительно, современные модели Volvo, Mercedes, Audi, Tesla и других производителей уже оснащены автономными функциями. Сюда входит круиз-контроль с возможностями полной остановки и старта автомобиля, контроль полосы движения, помощь при парковке и многое другое. Например, автомобиль Mercedes E400 уже контролирует больше движений, чем это делает среднестатистический водитель в нормальных условиях.

Но все равно эти функции не делают автомобиль полностью «автономным». Поэтому Tesla на свой страх и риск называют свою систему Autopilot, хотя она таковой не является. Audi не рискуют, используя название Traffic Jam Assist, как и Volvo с их DrivePilot. Все эти системы поворачивают рулевое колесо без вашего участия, по крайней мере на автомагистрали, а также способны останавливаться и ускоряться в зависимости от дорожной обстановки. Но, несмотря на маркетинговые происки производителей, в автомобилестроении уже определили характеристики понятия «автономный автомобиль», а также его уровни.

Mercedes E400
Mercedes E400

Уровень 0 – «Без автоматизации»

Водитель-человек полностью отвечает за все аспекты вождения, даже когда автомобиль оснащен системами предупреждения. И это все еще большинство современных автомобилей.

Уровень 1 – «Помощь водителю» (или «без ног»)

В этом случае водитель контролирует все аспекты вождения, включая рулевое управление, ускорение/замедление, ориентируясь по окружающей обстановке. Сюда входят автомобили с круиз-контролем и системой контроля полосы движения. Последняя активно предупреждает водителя, если замечает признаки неадекватного перестроения или выезда за пределы дорожной разметки. Сюда же относят системы помощи при парковке.

Уровень 2 – «Частичная автономность» (или «без рук»)

Теперь уже автомобиль сам контролирует рулевое управление и ускорение/замедление, но водитель контролирует ситуацию. Это означает, что водитель все так же отвечает за смену полосы движения, выезд на автостраду, поворот и тому подобные маневры. Да, может показаться, что разница с предыдущим вариантом небольшая. Но она существенная, если вспомнить, какие автомобили относятся к этому классу. Это Tesla Model S, последние версии Mercedes E-Class, BMW X3, Volvo XC90. Оценить их возможности вы можете лично – например, Tesla сама поворачивает на изгибах автострады. Хотя водителю все равно нужно держать руки на руле по требованиям производителя. Но, как показывает практика, не зря – аварии с Tesla это подтверждают.

Уровень 3 – «Условная автономность» (или «без глаз»)

На этом уровне автономная система уже полностью контролирует движение автомобиля: ускорение, торможение, рулевое управление. Но все еще предполагается, что человек «своевременно ответит на запрос о ручном вмешательстве». Такие автомобили уже приближаются к тому, что мы хотим видеть в настоящих беспилотниках. Используя камеры, радары, датчики, лидары и искусственный интеллект, автомобиль сам решает, как доставить вас из точки А в точку В, но если столкнется со сложностями, то попросит вас помочь. Таких машин еще не создали, хотя, по слухам, в Tesla Model S данный режим есть, но выключен в программном обеспечении. Подобные возможности обещают и в будущих Audi A8 или BMW iNext.

Уровень 4 – «Высокая автономность» (или «без внимания»)

На этом уровне система полностью контролирует вождение, даже если водитель не отвечает на запросы о вмешательстве. Недавно Ford и Volvo сообщили, что выпустят автомобиль 4-го уровня до 2021 года. Но нет никаких подробностей, что это будут за машины, – может, это прототипы, которые будут ездить только по тестовой площадке.

Уровень 5 – «Полная автоматизация» (или «без водителя»)

Автомобиль полностью контролирует весь процесс движения при любых дорожных условиях и условиях окружающей среды. И это то, чего мы действительно ждем. В такой автомобиль вы можете сесть утром, сказать ему ехать на работу и вздремнуть по дороге. Пока что ни один автопроизводитель не сообщал о выходе таких машин.

Tesla Model S
Tesla Model S

Преимущества беспилотников

Компания Intel в своем исследовании утверждает, что технология автономного вождения добавит 7 триллионов долларов в мировую экономику и спасет сотни тысяч жизней в ближайшие несколько десятилетий. Правда, при этом навсегда изменит автомобильную промышленность и связанные с ней рынки автозаправок, такси и грузоперевозок (да, беспилотные грузовики уже тоже разрабатываются). Кто-то выиграет от этих изменений, но кто-то и проиграет.

Используя современные технологии (датчики и камеры) вместе с огромными массивами данных, такой автомобиль может создать карту, чтобы узнать, куда он движется, что находится вокруг него и каких областей ему следует избегать. Он умеет распознавать сигналы светофоров и других устройств, понимает сообщения на дорожных знаках и контролирует соблюдение дорожной разметки. Беспилотник может даже следить за другими участниками дорожного движения, включая велосипедистов и пешеходов. Машины, управляемые компьютерами, всегда соблюдают правила, придерживаются всех ограничений скорости, а препятствия и потенциальные опасности обнаруживаются гораздо быстрее, обеспечивая более безопасную остановку с меньшим торможением и ускорением.

Когда автономные технологии доработают, число ДТП по причине человеческих ошибок сократится до минимума. Исследователи из McKinsey & Company говорят, что беспилотники «…избавят нас от 9 из 10 аварий, спасут жизни тысячам людей, а расходы на лечение уменьшатся на $190 миллиардов».

Беспилотные автомобили избавят автопутешественников от рутинной навигации для отдыха или работы. Для молодых или пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и граждан с низкими доходами такие автомобили могут обеспечить более высокий уровень мобильности в сравнении с нынешним.

Также среди преимуществ – более спокойные для пассажиров поездки, увеличение пропускной способности дорог и уменьшение пробок. Снизятся и расходы на страхование автомобиля. А сокращение числа пробок на дорогах и улучшение транспортных потоков приведут к повышению эффективности использования топлива. Кроме того, автомобили с автономным управлением смогут ускоряться и тормозить более эффективно. Это означает более высокую экономию топлива за счет снижения потерь энергии, связанных с неэффективными изменениями скорости.

Вы еще не устали от аргументов? Тогда немного статистики. В США средний водитель тратит 17 часов в год на поиски места для парковки. А жители Нью-Йорка – вообще 107 часов. Беспилотные автомобили, которые сами запаркуются где нужно и отправят вам сигнал с GPS-меткой, сэкономят и эти часы на парковке.

Парковочное место

Ну и еще одна опция, которая точно навсегда изменит количество используемых автомобилей. По подсчетам проекта Spaced Out Perspectives, транспортные средства в среднем используются только 4–5% времени и простаивают оставшиеся 95–96%. Поэтому автономные автомобили могут использоваться непрерывно – довезти вас на работу, вернуться за вашими детьми и доставить их в школу, а потом стать спутником вашей жены во время закупки в супермаркете. И это снизит потребность в огромном количестве парковок. Кроме того, сократится количество автомобилей, находящихся в индивидуальной собственности, а парк такси превратится в парки каршеринга и совместного использования автомобилей. Все это сократит объемы производства автомобильной промышленности, что приведет к соответствующим экологическим и экономическим последствиям.

Есть подозрение, что мы вообще не в состоянии предсказать все последствия, а также то, какое количество сфер нашей жизни затронут эти изменения, не правда ли?

Недостатки беспилотных автомобилей

Широкое распространение автономных автомобилей приведет к потере рабочих мест, связанных с управлением автомобилями и автопромом. Кроме того, возможны потери рабочих мест в общественном транспорте и автосервисах. Индустрия автострахования также может пострадать.

Проблемой может стать и конфиденциальность, когда местоположение автомобиля интегрировано в интерфейс, к которому имеют доступ другие люди. Кроме того, существует риск взлома автомобилей из-за обмена информацией.

Высок также риск террористических актов. Автомобили с автоматическим управлением потенциально могут использоваться в качестве бомб.

BMW iNext
BMW iNext

Этические аспекты

Чем ближе мы к эре беспилотных автомобилей, тем больше нужно говорить об этических нормах при производстве программного обеспечения. Ведь именно «компьютер» решает, какие действия автомобиль предпримет при неизбежном столкновении. Будет ли автономный автомобиль врезаться в автобус, потенциально убивая людей внутри, или сворачивать в другую сторону, убивая своих пассажиров или находящихся поблизости пешеходов. Вопрос, на который программистам систем искусственного интеллекта трудно ответить: «Какое решение должен принять автомобиль, чтобы нанести наименьший ущерб жизни людей?»

Этика автономных транспортных средств еще формируется, и различные ситуации могут приводить к противоречиям.

Готов ли мир к беспилотным автомобилям?

Безопасная дорожная обстановка всегда формировалась из человеческих взаимодействий. Большинство пешеходов ищут зрительный контакт с водителем при переходе дороги. Но что происходит, когда за рулем никого? Компания Ford даже проводила исследование, замаскировав водителей под обшивку кресел – автопроизводитель проверял, как реагируют люди и замечают ли они дополнительные световые сигналы, которыми якобы «беспилотный» автомобиль сообщал о своих намерениях. Оказалось, что пешеходам нужно было больше времени, чем для реакции на обычные машины.

Поэтому даже когда промышленные гиганты изобретают автономные машины, они могут намеренно тормозить их развитие, чтобы избежать негативной реакции общественности. Они могут быть вынуждены замедлять развертывание технологии до темпов, к которым может приспособиться общество. А после того как инновации получат общественную поддержку, можно будет работать над тем, чтобы адаптировать людей к более продвинутым уровням автономности машин.

Текст: Евгений Пащенко

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев