Король автомобилей


Мы стали еще на одну ступеньку выше к элитарности. В Киеве открылся фирменный шоурум Rolls-Royce, только от одного посещения которого проникаешься величием марки.

Впервые Rolls-Royce попал к нам еще в 1910 году. По крайней мере, если верить одесским газетам, восторженно писавшим о появлении в Южной Пальмире сразу двух статусных британцев.

И если история марки Napier оказалась столь же яркой, сколь и короткой, то герой нашего романа поселился в сердцах богачей тогда еще царской Руси всерьез и надолго. Как вы понимаете, то был «серый импорт» в лучших малоарнаутских традициях.

А цивилизованные продажи стартовали только в 1913 году, когда британцы, приятно удивленные все увеличивающимся количеством заказов на их продукцию, приняли участие в санкт-петербургской автомобильной выставке. Где их ждал фурор и завистливые взгляды конкурентов, уже не первый год работавших в империи: прямо на выставке известный англофил Николай II заказал себе парочку Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, разумеется в самом роскошном исполнении.

Это была едва ли не первая покупка ройса коронованными особами, что гарантировало марке популярность как минимум на несколько лет вперед. Ведь в те времена все придворные, не говоря уже о купцах и промышленниках, старались подражать именно королевскому вкусу. Кстати, чуть позже примеру последнего российского императора последовал японский самодержец, в результате чего в Стране
восходящего солнца (и Владивостоке) до сих пор левостороннее движение.

Экспроприировано во временное пользование

Но мы ушли от темы. На «николаевских» лимузинах рассекали хедлайнеры Октябрьской революции Лев Троцкий, Владимир Ульянов, Феликс Дзержинский, Анатолий Луначарский. Понравилось настолько, что во второй половине 20-х гг. советская торговая делегация закупила в Лондоне партию из 70 (!) ройсов.

Пикантность ситуации заключалась в том, что первыми правительственными машинами республики рабочих и крестьян стали самые дорогие автомобили мира. Иностранцы были просто шокированы грязной Москвой, запруженной подводами, между которыми сновало невиданное даже для Великобритании количество «призраков». К чести «Внешторга», если не акцентироваться на заоблачной цене, выбор был для тех условий оптимальным, учитывая перманентное бездорожье, дряной бензин и неквалифицированных механиков.

Rolls-Royce уже тогда славились тройным, авиационным запасом прочности, продуманной системой смазки всех частей двигателя и шасси, оружейной тщательностью изготовления и использованием лучших материалов. Одним словом, чистый перфекционизм. И тот факт, что до нас дожило только несколько экземпляров из той партии авто, обслуживавших персонально вождя мирового пролетариата, говорит о том, в каких условиях их эксплуатировали.

Ленинской тропой

Постойте-постойте, скажет кто-то из особо памятливых. Но ведь Ленин ездил на «ройсах», экспроприированных из царского гаража. По крайней мере, так рассказывали экскурсоводы, водившие пионерские хороводы в московском музее В. И. Ленина и доме-музее в Горках.

Первый из «призраков» в 1924 году, то есть сразу после смерти вождя, был в ведении Совнаркома, а в 1933-м передан на усиление автопарка Крымского областного комитета работников рыбной промышленности. Симферопольский «абырвалг» едва не стал могильником этого уникального автомобиля, и от окончательного упадка (его перекрасили в хаки, сняли крылья и заменили потрескавшуюся телячью кожу фланелью) его спас прямой указ Сталина беречь все, что связано с именем вождя.

Другой «призрак» в 1921 году был переделан в снегоход на Путиловском заводе для передвижения по снегу. С лыжами, закрепленными на передних колесах, и резиновыми траками вместо задних он бороздил Подмосковье. Так вот, по большевистской версии оба ленинских автомобиля были приобретены еще Николаем II. Проверить легенду не было никакой возможности: близко к этим авто никого не подпускали, и только в лихолетье 90-х дотошный Джузеппе Дикорато из итальянского журнала «Руоте Классике» сумел сфотографировать заводские таблички и по номерам шасси выяснить, что обе машины были приобретены специально для В. И. Ленина.

Первая заказана в 1920 году Л. Красиным, главой советской торговой делегации в Великобритании. Шасси стоило 1610 и 1850 фунтов, и почти столько же – кузова работы лондонского ателье Barker, просто сумасшедшие деньги во времена, когда малолитражка стоила 150 фунтов. Второй ройс приобретен два года спустя неким Н. Клиншко. Напомню, что в это время в стране бушевал жуткий голод, зерно обменивали на экспонаты из Третьяковской галереи и Оружейной палаты. Так что ленинским последователям было что скрывать.

Back in USSR

И впредь роллсы появлялись в СССР. Например, когда в 1966 году фирма отметилась принципиально новой моделью Silver Shadow (всего за 103 года она выпустила 10 моделей, так что каждая из них была сенсацией), тогдашний министр советского автопрома А. Тарасов заказал сразу четыре «тени».

Формально – для ознакомления и изучения, на самом деле – для главного советского денди Л. И. Брежнева. Увы, дорогому Ильичу они не подошли по комплекции (генсек предпочитал садиться за руль, в то время как RR всегда делали и делают для задних пассажиров) и все четыре автомобиля передали на ЗИЛ, откуда они благополучно и расползлись по стране. А для Брежнева был заказан особый Silver Shadow, на изготовление которого англичанам понадобилось два года.

По техзаданию КГБ «тень» должна была функционировать в любых климатических условиях, встречающихся в СССР, быть переднеприводной, не иметь никаких упоминаний о марке и не вноситься ни в какие официальные каталоги. Разумеется, самая консервативная марка мира не стала прогибаться настолько, и автомобиль остался заднеприводным, а шильдики убрали только с колесных колпаков и руля. Зато во всем остальном это была действительно уникальная модель.

Алюминиево-стальной кузов, 12 слоев краски, проклепанные по авиационной технологии лонжероны, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах. Крымчане со стажем наверняка помнят этот гладкий черный седан, выбивавшийся из кортежа словно рубленных топором «зилов». В начале 70-х он обслуживал членов ЦК в правительственной резиденции в Крыму, пока охрана не распорядилась перегнать его в Москву.

Формально – для встречи британской торговой делегации, на самом деле – для поездок Брежнева, который все время норовил сесть за руль, в охотничьи угодья в Завидово. Оказалось, что в плане пассивной безопасности и легкости управления «британец» был не чета нашим «членовозам».

Тем не менее, генсек все же умудрился попасть в аварию: в 1980 году под Москвой в растянувшийся на полкилометра правительственный кортеж вклинился невесть откуда взявшийся МАЗ-503, водитель которого просто не заметил более компактную, чем остальные автомобили, «тень». От удара в зад самосвал улетел в кювет, а дорогой Леонид Ильич отделался испугом.

«Мистер перестройка»

Покупали Rolls-Royce и при М. С. Горбачеве. На волне борьбы с партокартией первый и последний президент СССР лично распорядился разработать новый, более экономичный правительственный автомобиль. Особый цех ЗИЛа в 1985-м закупил пару новеньких Silver Spirit. Увы, на запуск в производство действительно компактного ЗИЛ-4102 тогда средств не нашлось…

С развалом СССР в Украине не осталось ни одного Rolls-Royce, но буквально в 1993 году автор был немало удивлен, увидев новенький, с иголочки Silver Spirit цвета «брызги шампанского» с украинскими номерами. Этот автомобиль часто можно было видеть припаркованным возле Бориспольского аэропорта.

И хотя сегодня ройсы есть в каждом крупном украинском городе, они все равно остаются редкими гостями на наших дорогах. Ну не умещается в мозгу «новых украинских» ничего масштабней Bentley и Mercedes. Причина в том, что Rolls-Royce требует длительного состояния богатства. Кстати, то же самое можно наблюдать и на территории экс-1/6 шестой части суши.

Да, на них ездят в России и азиатских деспотиях, но все это – исключение из правил: Rolls-Royce так и остался экзотикой на колесах, обладание которой ставит его владельца в один ряд с коронованными особами.

Текст: Сергей Смирноff

Поделитесь в социальных сетях:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Google+
Google+
Pin on Pinterest
Pinterest

Комментарии

комментариев